Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Письменный прибор «Голова Богатыря»

Письменный прибор «Голова Богатыря». Российская Империя, Москва, начало ХХ века. Автор: М. Соколовский. Серебро 84 пробы (согласно пробирному клейму). Хрусталь. Поделочный камень черного цвета. Литье, чеканка, монтировка, патинирование, золочение.

Размеры: изделие в плане - 46 х 29 см.; высота - 16,7 см. Два скола на хрустале основания чернильницы.

Письменный прибор «Голова Богатыря», изготовлен в Москве, в начале ХХ века, в художественно-серебряной мастерской М. Соколовского и имеет большую музейную, художественную и антикварную ценность.

Артикул 24-12-1. Цена по запросу.

Экспертное заключение реставратора высшей категории отдела исследования, консервации и реставрации музейного металла Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР), члена национальной организации экспертов в области искусства (НОЭКСИ), эксперта по культурным ценностям Росохранкультуры (удостоверение №0800) Ветлужских В.В.

Письменный прибор «Голова Богатыря» выполнен по мотивам произведения А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" и может служить наглядным образцом русского модерна в декоративно-прикладном искусстве. Письменный прибор состоит из следующих деталей: каменного основания, четырех серебряных опорных ножек; двух хрустальных чернильниц с серебряными основаниями, горлышками и крышками; и «головы богатыря» центрального декоративного элемента. Серебряные детали письменного прибора изготовлены с использованием техник литья и чеканки. Чернильницы имеют откидные крышки на шарнирах. Крышки и горлышки чернильниц вызолочены изнутри. Серебряные детали письменного прибора запатинированы. Все детали собраны на резьбовых соединениях.

На изделии проставлены следующие клейма:

- клеймо-именник, состоящее из латинских букв «МЅ»; клеймо выполнено в рельефном варианте и заключено в прямоугольный щиток; исследование клейм позволяет утверждать, что данное клеймо принадлежит Мариану Соколовскому, художнику - скульптуру, владельцу серебряной мастерской; работал в конце XIX - начале ХХ веков [Мунтян Т., «Федор Рюкерт и Карл Фаберже». Италия. 2015., стр.96-98];

- пробирное клеймо, состоящее из цифры «84», обозначающей пробу, клеймо выполнено в рельефном варианте и заключено в прямоугольный щиток [Постникова-Лосева М.М., Н.Г. Платонова, Б.Л. Ульянова. Золотое и серебряное дело ХV-ХХ вв. «ЮНВЕС», «ТРИО». Москва. 1995, стр. 148, №12];

- клеймо Московского окружного пробирного управления в виде женской головы в кокошнике, обращенной вправо, с точкой за затылком; клеймо выполнено в рельефном варианте и заключено в круглый щиток [Постникова-Лосева М.М., Н.Г. Платонова, Б.Л. Ульянова. Золотое и серебряное дело ХV-ХХ вв. «ЮНВЕС», «ТРИО». Москва. 1995, стр. 259, № 3888].

Все клейма проставлены пуансонами, выполнены в рельефном варианте и соответствуют подлинным клеймам, применявшимся в России в указанный период времени.

Серебряных дел мастер Мариан Соколовский был одним из художников-скульпторов, принесших в серебряное производство Карла Фаберже новые пластические принципы. Имя его упоминается в ряде документов из отдела рукописных, печатных и графических фондов Музеев Московского Кремля. Судя по имени и фамилии, Мариан Наполеон Соколовский был поляком по происхождению, возможно, потомком древнего польского рода (Sokolowski). Очевидно, латинские буквы «MS» использованы в именнике в связи с его национальной принадлежностью. В адрес-календаре "Вся Москва" он фигурирует, как владелец художественно-серебряной мастерской, проживающий B Глинистом переулке, 6. Производство размещалось на улице Переславской, в доме 45 и упоминалось в рубрике «Золотые и серебряные изделия» того же справочника до 1917 года.

Согласно документу 1931 года, на фабрике Карла Фаберже в Москве к юбилею императорской династии Романовых в 1913 году была изготовлена братина "Сусанин" с литым изображением легендарного народного героя в стиле Русский модерн. Эта вещь принадлежала к числу крупных произведений талантливого скульптора М. А. Соколовского, первоначально работавшего у Фаберже, а затем трудившегося самостоятельно. Изделия Соколовского высоко ценились "по мастерству исполнения и блестящей технике, и в больших вещах были редки".

В дореволюционных источниках имя скульптора пишется как Мариан Наполеон, а в документе 1931 года он значится как Мариан Апполонович Соколовский. Нам представляется, что он мог взять русское отчество, как делали и другие мастера- иностранцы, трудившиеся в России. Ф. П. Бирбаум включал М. Соколовского в список художников-сотрудников московского отделения фирмы Фаберже, правда, не приводя каких- либо сведений о нем.