Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Антонио Николо Гаспаро Якобсен (Jacobsen Antonio Nicolo Gasparo) «Баркентина "Belgenlend" в море». США, 1882 год. Холст, масло. Размер: 75,5х153 см.
Справа внизу кистью пигментом желтовато-охристого цвета подпись, дата и надпись – «A. Jacobsen 1882 / 705. PALISADE AV. WEST HOBOKEN P / U.S.A.»; сигнатура имеет общие повреждения с красочным слоем; графика начертания подписи аналогична автографам художника на его эталонных произведениях. Характер использованных материалов и признаки их старения, выраженные естественным образом, не противоречат заявленной в подписи дате написания произведения – 1882. Подпись на картине указывает на авторство А. Якобсена. Ниже расположенная надпись, вероятно, почтовый адрес ателье (?) художника.
Имеется экспертное заключение Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР).
Жанрово и сюжетно картина связывается с творчеством Якобсена, писавшим «портреты» кораблей. Известны его работы с изображением голландского барка «Nerius» (1878, Maritiem Museum «Prins Hendrik», Роттердам) и почтово-пассажирского судна «Havel» (1895, частное собрание). На «нашей» марине представлено паровое судно с парусным изображением баркентины. На флаг-штоке – флаг Бельгии, означающий приписку корабля к порту этой страны; на фок-мачте – флаг США, на первом гроте – вымпел в две косицы с красной пятиконечной звездой на белом фоне (её изображение и на трубе корабля), на втором гроте – красный вымпел с названием судна «Belgenlend». Вероятнее всего, это почтовый пакетбот (на «Havel» аналогичная схема расположения основных флагов – на флаг-штоке флаг Франции, на фоке – США). Вымпел со звездой – корпоративный флаг (морской, почтовой компании?). Изобразительный ряд картины обнаруживает сходство с индивидуальной манерой художника. Это сказывается – в выборе «укрупненного» изображения корабля в формате картины, точном и детальном написании обводом корпуса, рангоута и такелажа, во внимании к «флаговым» обозначениям. В обработке красочной поверхности доминирует мелкий мазок по форме с характерной передачей гребешков волн. Подобный жанр – памятное, «портретное» изображения корабля – был достаточно популярен в Европе и США. В России в этом жанре и технике акварели много работал В.В. Игнациус (1854 – 1905), командир броненосца «Князь Суворов», погибший с экипажем в Цусимском сражении.
Работа имеет музейное значение.
Antonio Nicolo Gasparo JACOBSEN (Антонио Николо ЯКОБСЕН)
Якобсен Антонио Николо (1850-1921) – художник-маринист. Родился в Копенгагене
в семье скрипичных мастеров. В 1871 уехал в Нью-Йорк. Самостоятельно занимался
живописью. Был служащим корабельной компании Old Domion Line. Познакомившись с
типом картин – «портретов» кораблей, стал активно работать в этом жанре. На его
раннее творчество, вероятно, повлияли корабельные «портреты» Антони Ру (Antonio
Roux) и его сыновей. Якобсон много писал для «речной» компании Fall River Line
и позже – для «морской» компании White Star Line. Наиболее известны его работы
1875 – 1919 гг. Многие представлены в музейных собраниях – «Peabody» (Салем),
«Newport News», Музей Исторического общества (Нью-Йорк) – и частных коллекциях.