Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Агитационная тарелка с изображением В.И. Ленина и лозунгом «Вперед по ленинскому пути 21-го января 1924 года». ГФЗ-ЛФЗ. Рисунок М.М. Адамовича, 1924 год. Портрет Ленина выполнен по рисунку Н.И. Альтмана, 1919 год. Фарфор, роспись.
Диаметр – 23,2 см.
Репродуцирована в иллюстрированном каталоге-определителе И. Пелинского, М. Сафоновой «Советский фарфор 1917-1991 г.».
Рисунок Н.И. Альтмана с В.И. Лениным
Агитационный фарфор
Агитационному фарфору была отведена важная роль в плане монументальной пропаганды. В 1918 году фарфоровый завод получил государственный заказ – сделать бюсты «великим людям в области революции» и различные предметы с лозунгами и цитатами из высказываний деятелей революции и культуры, аналогичными надписями на мемориальных досках. (На предметах из фарфора писали те же лозунги и изречения, рисовали те же сюжеты, что на плакатах, рельефах, панно. Источником был список из 28 высказываний, подготовленный специальной комиссией и одобренный Лениным. Участие в его составлении принимал нарком просвещения А.В. Луначарский, в июле 1918 года выступивший в печати с информацией о конкурсе на лучшие надписи – «короткие, яркие, глубокие… способные заставить задуматься прохожего человека и зародить искру светлой мысли или горячего революционного чувства в его душе». Некоторые высказывания перефразировались из Нового Завета «…если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» приобрела вид: «Кто не работает, тот не ест». Наиболее часто в росписи фарфора использовались высказывания на темы классовой борьбы и новой революционной морали, борьбы старого и нового, союза труда и образования.). время между 1918 и 1923 годами стало важнейшим в истории завода, именно тогда, по выражению исследователя советского фарфора Л.В. Андреевой, произошел «творческий взрыв», проявившейся в возникновении и развитии агитационного фарфора. Сергей Васильевич Чехонин, график, театральный декоратор, знаток и мастер книжной миниатюры и эмалевого искусства, являясь художественным руководителем завода. Был признанным лидером, создателем нового направления в искусстве фарфора. Он стал организатором и душой творческого коллектива, большинство членов которого испытывали влияние его виртуозной манеры письма и композиционного мастерства. Под руководством Чехонина вырабатывались характерные образцы каллиграфии для написания лозунгов, надписей, дат, монограмм. В эти же годы проявился его организаторский талант, благодаря которому фарфоровый завод притягивал к себе лучшие творческие силы. Чехонин был готов к восприятию всего нового и талантливого, именно поэтому другие художники смогли плодотворно работать вместе с ним, а завод стал местом сосуществования самых различных стилей и направлений. Эпизодически С.В. Чехонин привлекал к работе других деятелей областей искусства, так что в созвездии талантов, связанных с заводом, были и опытные мастера-фарфористы, и пришедшие в 1918 году совсем молодые живописцы, и крупные художники, не занимавшиеся ранее фарфором. На протяжении нескольких лет для завода работали (чаще всего давали эскизы для исполнения на фарфоре) графики и живописцы разных направлений: К.С. Петров-Водкин, П.В. Кузнецов, А.Н. Самохвалов, В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, В.В. Кандинский, Н.И. Альтман и др. Таким образом, новый стиль в фарфоре, в котором нашли отражение все течения искусства того времени, был создан под руководством Чехонина группой художников и представляет собой результат коллективной работы.
Агитационные тарелки стали самым распространенным видом фарфора первых лет после Октябрьской революции. Плоскость тарелки или блюда была наиболее подходящей поверхностью для изображений и текстов и отвечала задачам политической агитации. По рисункам Чехонина и им лично было расписано множество тарелок с лозунгами, эмблемами и монограммами. Можно выделить несколько типов агитационных тарелок. Одними из ранних и простейшими, имеющими лишь надпись на борту, являются тарелки с лозунгами: «Борьба родит героев», «Ум не терпит неволи», «Дело науки – служить людям», «Кто не с нами, тот против нас». Надпись по борту таких тарелок, выполненная разнообразными шрифтами, сопровождается растительными мотивами – яркими цветами и листьями. Ленты-отводки придают законченность каждому произведению. Чистое, не заполненное росписью зеркало тарелок напоминает о том, что первый фарфор с агитационными лозунгами был задуман как массовый и предназначался для использования в быту.
Источник: «Государственный Эрмитаж «Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда». Санкт-Петербург. Издательство Государственного Эрмитажа, 2017 г. Стр. 10-13.