Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Бронзовый бюст «Лев Толстой»

Бронзовый бюст «Лев Толстой»

«Нет в наличии»

Бюст «Лев Толстой». Российская Империя, 1900-й год. Автор: Романовский. Бронза, патинирование.

Имеется авторская подпись и дата: «Романовскiй 1900 г.».

Высота - 21 см.

Лев Толстой в русском искусстве


Скульптор П.П. Трубецкой «Портрет графа Л.Н. Толстого»

«Нет человека, более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного…». Так говорил Максим Горький о Льве Николаевиче Толстом.

Образ великого писателя привлекал внимание крупнейших портретистов — его современников.

Сам Толстой живо интересовался произведениями русских художников, посещал выставки передвижников. Многих знал лично.

Не случайно первый портрет Толстого написал И. Н. Крамской — основатель и идеолог передвижничества. Он создан по заказу П. М. Третьякова в Ясной Поляне в период работы писателя над романом «Анна Каренина» в 1873 году.

Спокойна поза. Нейтральный, глуховатый по цвету фон, ровное освещение. Лицо тщательно моделировано. На нем сосредоточено основное внимание.

Художник выявляет внутреннюю силу духа и мысли Толстого. С холста зорко смотрят светлые глаза писателя. Пристален требовательный, настойчивый взгляд. Нет интимности, камерности. Прежде всего человек-гражданин — воплощение проницательной совести народа таков Толстой на портрете И. Крамского.

Между писателем и почти всеми художниками, создававшими его портреты, складывались дружеские отношения. Их связывали взаимная заинтересованность, часто сходство убеждений, всегда страстность отношения к вопросам общественным, к искусству.

С 1882 года Л. Н. Толстой жил по зимам в Москве, так как его дети поступили учиться в университет и Училище живописи, ваяния и зодчества. В это время познакомился с ним русский живописец Н. Н. Ге. Он был особенно духовно близок Толстому. Сам Ге восторжен, но говорит в «Автобиографических набросках»: «Я безгранично полюбил этого человека, он мне все открыл. Теперь я мог бы назвать то, что я любил целую жизнь, что я хранил целую жизнь, — он мне это назвал, а главное — он любил то же самое. Месяц я видел его каждый день … Я стал его другом».

Это сильное чувство признательности воплотилось в работах художника. В 1884 году он написал портрет своего учителя. Писатель изображен за рабочим столом в кабинете хамовнического дома таким, каким часто видел его живописец, — склонился над рукописью, целиком поглощен ею.

Художник воссоздал не только атмосферу творческой сосредоточенности, но и красоту интеллектуального труда, высокую духовность. «В этом портрете я передал все, что есть самого драгоценного и удивительного в этом человеке …» — писал он.

Осенью 1890 года в Ясной Поляне Ге вновь обратился к работе над образом дорогого ему человека. Он вылепил его бюст. Толстой в нем «немного осудительный». Писателю бюст понравился.

Никто так много не обращался к образу писателя, как И.Е. Репин. Им создана в живописи, графике целая серия портретов Льва Толстого.

Только в 1887 году написал он свой первый портрет писателя. В репинской галерее изображение Толстого — одно из самых сдержанных по колориту. На светлом серебристом фоне четко выделяется темный монолитный силуэт фигуры. Почти растерянный, напряженный взгляд глубоко запавших глаз. Толстой ищущий, вопрошающий, великий смотрит с холста. Портрет был приобретен П. М. Третьяковым для галереи.

Через четыре года появилось еще одно произведение — портрет Толстого за работой в комнате под сводами в Ясной Поляне. Знаменитый критик В. В. Стасов был очарован им: «… Вся натура, вся творческая душа великого писателя выразилась, мне кажется, огненными чертами в этой небольшой картинке. Глаза опущены, но точно видишь, с каким глубоким взглядом они смотрят из-под густых насупленных бровей на то, что пишется твердой, мощной рукой на лежащей впереди бумаге… Этот портрет — настоящая картина; для меня это истинная историческая картина, на которую будут радоваться и удивляться все будущие наши потомки».

Репин в своих композициях с большой живописностью запечатлел Толстого на пашне, на отдыхе под деревом.

К 90-м годам возросла европейская и всемирная слава Толстого — «совести человечества». На рубеже XIX и ХХ веков в русской культуре происходили сдвиги, во многом подготовленные художественными открытиями писателя. Новое поколение с не меньшим уважением и восхищением, чем его старшие современники, относилось к личности и искусству Л. Н. Толстого. Художник Л. О. Пастернак записывает в 1909 году: «Сегодня я переживал минуты глубочайшего блаженства, чувства духовного счастья и гордости… Я видел порыв любви народа к нему — духовной славе и гордости своей». Пастернак в течение нескольких лет встречался с Толстым, сделал много набросков с натуры. Они достоверно запечатлели писателя в повседневной жизни.

В одном из набросков — Лев Толстой на выставке передвижников. Пастернак вспоминал: «Это было в 1893 году … Быстро, бодро и легко шел он, выражая собой одно устремление вперед… Ему было крайне не по себе, неловко, как всегда в толпе, на глазах, в центре внимания, и потому он избегал многолюдных собраний.

В офорте 1906 года художник изобразил писателя на фоне бурного пейзажа. Он стремился выявить стихийное, почти неистовое в натуре «великого старца».

Первые скульптурные портреты Л. Н. Толстого выполнены П. П. Трубецким. Он добивался подлинности и остроты жизненных впечатлений, иногда беглых, но неизменно выразительных и точных. Обычно П. Трубецкой работал в мягких материалах — глине, пластилине, переводя их затем в бронзу. Бронза и сегодня сохранила ощущение трепетного движения руки скульптора. Подвижный силуэт, как бы изборожденная поверхность скульптуры создают сложную игру светотени, выявляют творческий и человеческий темперамент писателя.

В жанровой скульптуре «Л. Н. Толстой верхом» Трубецкой сумел дать ощущение свободы, естественности, природной грации, которую неоднократно отмечали мемуаристы — свидетели верховой езды писателя.

Скульптор А. С. Голубкина создала «своего» Толстого в конце 20-х годов. Мощная, свободная, не стремящаяся к детализации лепка Голубкиной передает клокотание страсти, огромную внутреннюю силу Толстого. Скульптором владело стремление передать непреходящее, патетическое в образе писателя. Портрет производит впечатление величия и монументальности.

Произведением Голубкиной открывается новый раздел в огромном цикле портретов Л. Н. Толстого в советском изобразительном искусстве. Конечно, для нас Толстой — это прежде всего его книги. Но образ их автора, созданный выдающимися художниками-современниками, позволяет глубже постичь искусство и личность великого писателя земли русской.