Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Бюст «Лев Толстой». Российская Империя, 1900-й год. Автор: Романовский. Бронза, патинирование.
Имеется авторская подпись и дата: «Романовскiй 1900 г.».
Высота - 21 см.
Лев Толстой в русском искусстве
Скульптор П.П. Трубецкой «Портрет графа Л.Н. Толстого»
«Нет человека, более достойного имени гения, более сложного,
противоречивого и во всем прекрасного…». Так говорил Максим Горький о Льве
Николаевиче Толстом.
Образ великого писателя привлекал внимание крупнейших портретистов — его
современников.
Сам Толстой живо интересовался произведениями русских художников, посещал
выставки передвижников. Многих знал лично.
Не случайно первый портрет Толстого написал И. Н. Крамской — основатель и
идеолог передвижничества. Он создан по заказу П. М. Третьякова в Ясной Поляне в
период работы писателя над романом «Анна Каренина» в 1873 году.
Спокойна поза. Нейтральный, глуховатый по цвету фон, ровное освещение. Лицо
тщательно моделировано. На нем сосредоточено основное внимание.
Художник выявляет внутреннюю силу духа и мысли Толстого. С холста зорко
смотрят светлые глаза писателя. Пристален требовательный, настойчивый взгляд.
Нет интимности, камерности. Прежде всего человек-гражданин — воплощение
проницательной совести народа таков Толстой на портрете И. Крамского.
Между писателем и почти всеми художниками, создававшими его портреты,
складывались дружеские отношения. Их связывали взаимная заинтересованность,
часто сходство убеждений, всегда страстность отношения к вопросам общественным,
к искусству.
С 1882 года Л. Н. Толстой жил по зимам в Москве, так как его дети поступили
учиться в университет и Училище живописи, ваяния и зодчества. В это время
познакомился с ним русский живописец Н. Н. Ге. Он был особенно духовно близок
Толстому. Сам Ге восторжен, но говорит в «Автобиографических набросках»: «Я
безгранично полюбил этого человека, он мне все открыл. Теперь я мог бы назвать
то, что я любил целую жизнь, что я хранил целую жизнь, — он мне это назвал, а
главное — он любил то же самое. Месяц я видел его каждый день … Я стал его
другом».
Это сильное чувство признательности воплотилось в работах художника. В 1884
году он написал портрет своего учителя. Писатель изображен за рабочим столом в
кабинете хамовнического дома таким, каким часто видел его живописец, —
склонился над рукописью, целиком поглощен ею.
Художник воссоздал не только атмосферу творческой сосредоточенности, но и
красоту интеллектуального труда, высокую духовность. «В этом портрете я передал
все, что есть самого драгоценного и удивительного в этом человеке …» — писал он.
Осенью 1890 года в Ясной Поляне Ге вновь обратился к работе над образом
дорогого ему человека. Он вылепил его бюст. Толстой в нем «немного
осудительный». Писателю бюст понравился.
Никто так много не обращался к образу писателя, как И.Е. Репин. Им создана
в живописи, графике целая серия портретов Льва Толстого.
Только в 1887 году написал он свой первый портрет писателя. В репинской
галерее изображение Толстого — одно из самых сдержанных по колориту. На светлом
серебристом фоне четко выделяется темный монолитный силуэт фигуры. Почти
растерянный, напряженный взгляд глубоко запавших глаз. Толстой ищущий,
вопрошающий, великий смотрит с холста. Портрет был приобретен П. М. Третьяковым
для галереи.
Через четыре года появилось еще одно произведение — портрет Толстого за
работой в комнате под сводами в Ясной Поляне. Знаменитый критик В. В. Стасов
был очарован им: «… Вся натура, вся творческая душа великого писателя
выразилась, мне кажется, огненными чертами в этой небольшой картинке. Глаза
опущены, но точно видишь, с каким глубоким взглядом они смотрят из-под густых
насупленных бровей на то, что пишется твердой, мощной рукой на лежащей впереди
бумаге… Этот портрет — настоящая картина; для меня это истинная историческая
картина, на которую будут радоваться и удивляться все будущие наши потомки».
Репин в своих композициях с большой живописностью запечатлел Толстого на
пашне, на отдыхе под деревом.
К 90-м годам возросла европейская и всемирная слава Толстого — «совести
человечества». На рубеже XIX и ХХ веков в русской культуре происходили сдвиги,
во многом подготовленные художественными открытиями писателя. Новое поколение с
не меньшим уважением и восхищением, чем его старшие современники, относилось к
личности и искусству Л. Н. Толстого. Художник Л. О. Пастернак записывает в 1909
году: «Сегодня я переживал минуты глубочайшего блаженства, чувства духовного
счастья и гордости… Я видел порыв любви народа к нему — духовной славе и
гордости своей». Пастернак в течение нескольких лет встречался с Толстым,
сделал много набросков с натуры. Они достоверно запечатлели писателя в
повседневной жизни.
В одном из набросков — Лев Толстой на выставке передвижников. Пастернак
вспоминал: «Это было в 1893 году … Быстро, бодро и легко шел он, выражая собой
одно устремление вперед… Ему было крайне не по себе, неловко, как всегда в
толпе, на глазах, в центре внимания, и потому он избегал многолюдных собраний.
В офорте 1906 года художник изобразил писателя на фоне бурного пейзажа. Он стремился выявить стихийное, почти неистовое в натуре «великого старца».
Первые скульптурные портреты Л. Н. Толстого выполнены П. П. Трубецким. Он
добивался подлинности и остроты жизненных впечатлений, иногда беглых, но
неизменно выразительных и точных. Обычно П. Трубецкой работал в мягких
материалах — глине, пластилине, переводя их затем в бронзу. Бронза и сегодня
сохранила ощущение трепетного движения руки скульптора. Подвижный силуэт, как
бы изборожденная поверхность скульптуры создают сложную игру светотени,
выявляют творческий и человеческий темперамент писателя.
В жанровой скульптуре «Л. Н. Толстой верхом» Трубецкой сумел дать ощущение
свободы, естественности, природной грации, которую неоднократно отмечали
мемуаристы — свидетели верховой езды писателя.
Скульптор А. С. Голубкина создала «своего» Толстого в конце 20-х годов.
Мощная, свободная, не стремящаяся к детализации лепка Голубкиной передает
клокотание страсти, огромную внутреннюю силу Толстого. Скульптором владело
стремление передать непреходящее, патетическое в образе писателя. Портрет
производит впечатление величия и монументальности.
Произведением Голубкиной открывается новый раздел в огромном цикле
портретов Л. Н. Толстого в советском изобразительном искусстве. Конечно, для
нас Толстой — это прежде всего его книги. Но образ их автора, созданный
выдающимися художниками-современниками, позволяет глубже постичь искусство и
личность великого писателя земли русской.