Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Бюст «Хериф» для группы «Спор о талмуде»

Бюст «Хериф» для группы «Спор о талмуде»

«Нет в наличии»

Бюст «Хериф» для группы «Спор о талмуде»Франция, Париж. Автор: М.М. Антокольский, модель 1867 года, отливка не ранее 1877 года. Бронза, литье, чеканка, патинирование.

Бюст «Хериф» работы М.М. Антокольского имеет большое художественное значение и может быть рекомендован для приобретения в музейную или частную коллекцию музейного уровня.

Погрудный бюст обнажённого старика-еврея представлен в экспрессивном движении с выразительно поднятой головой. Установлен на круглом фигурном постаменте. Заметны следы энергичной лепки модели в мягком материале (в глине?). Волосы и борода пройдены чеканкой.

Модель являются эскизной работой для композиции «Спор о талмуде» над которой М.М. Антокольский работал с 1867-го года, но оставшейся незаконченной (не сохранилась). Описание задуманной скульптором композиции даёт И. Гинцбург: «Сцена "Спор о талмуж" происходит у него среди низкой и маленькой комнаты шинка, во время обеда или ужина двух яростно спорящих евреев, сидящих за столом…». По его же сведениям оба этюда были выполнены Антокольским в 1867 году во время каникул в родном городе скульптора Вильно (Антокольский М.М. Его жизнь, творения и статьи под ред. В.В. Стасова. СПб.-М. 1905. С. XVII -XVIII).

Мастер изобразил два типа спорщиков, защищающих своё толкование Талмуда. Персонаж в шапке с приоткрытым ртом - боки, то есть, «глубокий», тонко разбирающийся в вопросах религии, но мало искушённый в искусстве спора. Второй – хериф,  что означало в простонародье «острый», это начётчик, понимающий священные тексты сугубо догматически (Кузнецова Э.В. М.М. Антокольский. Жизнь и творчество. М. 1989. С. 39).

Сохранились экземпляры «Херифа» и «Боки», выполненные как в бронзе (Государственная Третьяковская галерея), так и в гипсе (Государственный Русский музей, Иркутский областной художественный музей, Луганский областной художественный музей), большинство из которых имеет нечёткую авторскую подпись и дату «1867». В конце ХIХ века эти модели также тиражировались в фаянсе на заводе Кузнецова.

Данный экземпляр «Хериф» близок по характеру подачи, качеству литья бронзы и цвету патины другой работе Антокольского, — бронзовому бюсту «Натан Мудрый» около 1871 года в собрании Государственного Русского музея. Нет сомнений, что эти бюсты отливались одновременно в одной мастерской, и, судя по качеству исполнения, - парижским литейщиком. Вероятно, это был единый заказ, который мог быть выполнен не ранее 1877 года, когда скульптор переехал а Париж.

Антокольский Марк Матвеевич (Мордух Матысович) (1843-1902)


Крамской И.Н. Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского (1843-1902). 1876

Антокольский М.М. учился у Н.С. Пименова, И.И. Реймерса и немецкого скульптора Р. Бегаса. В 1871 году удостоен звания академика. С 1877 – 1880 получил звание профессора скульптуры. Действительный член Императорской Академии художеств с 1893 года.