Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптурный бюст Императрицы Екатерины II. Российская Империя, Санкт-Петербург, Ж.-Д. Рашетт, 1793 год, по модели Ф.И. Шубина, 1783 год. Завод художественной бронзы К.Ф. Верфеля, 1890-е – 1900-е гг. (с оборотной стороны выбита марка литейщика «ЗАВ. К.Ф. ВЕРФЕЛЬ.»). Бронза, литьё, чеканка, темная патинировка, монтирование.
Размер: 36,5х19,8х12,5 см.
Имеется экспертное заключение старшего научного сотрудника Исторического музея, эксперта по художественным ценностям Министерства Культуры РФ, кандидата искусствоведения – Ельковой Е.Ю.
Скульптурный бюст Императрицы Екатерины II, литой патинированной бронзы, изображающий российскую императрицу оплечно, в тунике с отделкой по вороту и в наброшенной на левое плечо горностаевой мантии, с орденской лентой, с диадемой и лавровым венком в высокой прическе с длинными ниспадающими локонами. Скульптурный портретный бюст особы царствующего дома, впервые появившийся в России при Петре I вместе с императорским титулом, обладал особым статусом памятника официального государственного искусства, служил непосредственным проводником идеологии российского абсолютизма. В Петербургский период российской истории императорские бюсты украшали не только дворцы, государственные и общественные учреждения. В частном жилище XVIII столетия портретное изображение венценосца или наследника престола – картина, статуя, скульптурный бюст – выступали декларацией верноподданнических чувств, выражали личную преданность хозяина династии, а иногда являлись мемориальной вехой его прямого контакта с императором: памятью о придворной службе, о награде, о производстве в чин или милостивом рескрипте, об очной встрече, разговоре, посещении и пр.
В XIX веке такое личное отношение к императорскому изображению менялось. Венценосцы XVIII столетия отошли в прошлое, появилась определенная временная перспектива, охватывающая славную историю страны Нового времени. Национально-патриотические веяния и стилистика историзма позиционируют образ российского государя уже как персонаж исторический, а так же значительно расширяют круг адресатов такой скульптуры и тем самым в большей мере демонстрируют её. Важной вехой новой эпохи стала целая серия бюстов российских правителей, включавшая длинное рядоположение киевских и московских великих князей, русских царей и российских императоров – от Рюрика до Александра II, - которая активно тиражировалась в это время бронзолитейной фабрикой Ф. Шопена. Широко бытовали и отдельные изображения славнейших российских венценосцев, и прежде всего – бюст Петра I, основателя российской государственности. Не менее популярным было Екатерины II – продолжательницы дела Петра, великой российской императрицы, преобразовавшей внутреннее управление страной, расширившей и укрепившей её внешние границы, покровительствовавшей процветанию отечественных наук, искусств и ремесел.
Данная композиция является наиболее известным и «официально принятым» скульптурным портретом Екатерины II в XIX веке. Эта иконография создавалась в результате творческой работы двух выдающихся мастеров. Автором исходного портретного типа был великий русский ваятель Федот Иванович Шубин (1740-1805), один из основоположников национальной скульптурной школы, выдающийся мастер психологического портрета. Шубин создал обширную портретную галерею императрицы, включившая рельефы, аллегорические композиции, портретные бюсты и монументальную статую «Екатерина-законодательница» (1789 г., ГРМ). Первый екатериненский бюст Шубин выполнил ещё в Риме, в 1771 году, затем последовали новые портретные изображения, их варианты и повторения. Наиболее близок к данному памятнику мраморный шубинский бюст 1783 года (ГРМ), а так же его бронзовое повторение, выполненное в 1788 году и отлитое мастером В.Б. Можаловым (1750-1789), литейщиком монументальной скульптуры Царского Села и Петергофа (ГТГ, ГРМ). Но данная композиция восходит к этому шубинскому бюсту не прямо, а опосредованно, через модель, выполненную Жаком-Домиником Рашеттом (1744 – 1809), франко-датским скульптором-академистом, с 1779 года служившим в России. Деятельность Рашетта на его новой родине, где он прожил около 30 лет, была чрезвычайно плодотворна и многогранна. Приглашенный в качестве модельмейстера Императорского фарфорового завода, скульптор стал фактически его художественным руководителем. По выполненным им моделям формировалась пластика знаменитой мануфактуры и, в частности, аллегорические композиции екатериненского «Арабескового сервиза». Однако малой формой работа мастера далеко не исчерпывалась. Рашетт выступал соавтором грандиозных скульптурных ансамблей российской столицы и её пригородов: им созданы рельефы Зала общих собраний Правительствующего Сената, скульптура и медальоны Холодных бань Царского Села, «фонтанные статуи» Большого каскада в Петергофе, фризы и рельефы Казанского собора. Грандиозная скульптура «Екатерина – Кибела» украсила дачу канцлера Безбородко; памятник фельдмаршалу П.А. Румянцеву-Задунайскому был возведен в Ляличах (позже перенесен в Глухов). Важную сторону творческой деятельности скульптора составляла портретная скульптура. Рашетт запечатлел черты промышленника Прокофия Демидова, математика Леонарда Эйлера, живописца Г. Козлова, великого Г.Р. Державина. Образу Екатерины II Рашетт посвятил немало своих произведений, начиная с аллегорических рельефов 1780-х годов. В 1793 году был выполнен вариант композиции шубинского портрета 1788/1788 года создания. Бюст Рашетта был исполнен в красной глине для воспроизведения в бисквите (неглазурованном фарфоре) и гипсе. Некоторые из этих отливок подписаны и датированы автором («RACHETTE FECIT 1793»). Отличия композиции Рашетта от работы Шубина заключаются прежде всего в исходных размерах: модель в фарфоре почти в два раза меньше мраморного шубинского оригинала (36 и 63 см.). Несколько изменены также общи пропорции скульптурного объёма: срез рашеттовского бюста удлинен, вертикаль построения чуть более выражена. Образное же решение двух портретов очень близко, различие можно заметить лишь в тонкой нюансировке образов. Определяющие черты работы Рашетта – величественный монументализм и характерная типичность, узнаваемость облика Екатерины Великой. Скульптор запечатлел мудрый высокий лоб российской императрицы, её проницательный взгляд, исполненную достоинства и величия осанку. Мягкая пластическая моделировка подчеркивает женственность образа, царственная улыбка самодержицы выражает милостивую любезность и просветленное одушевление. Атрибуты портрета - античный узел волос на голове, диадема-кокошник, лавровый венец, ворот классического одеяния – подчеркивают стилистику русского классицизма в период его пышного расцвета.
Выполненная для Императорского Фарфорового завода модель Ж.-Д. Рашетта тиражировалась также и в бронзе. Известны бронзовые отливки бюста на каннелированной колонке с раскрепованным цоколем, созданные во второй четверти XIX века, в пандан к бюсту Николая I. Данная же отливка, маркированная литейным производством Верфеля, - более редкая; она была произведена позже, спустя ровно сто лет со времени появления рашетовской модели. Скульптура отлита на петербургском камнерезном и бронзолитейном заводе прусского, а с 1893 года – российского подданного, купца 2-ой гильдии Карла Федоровича Верфеля. Заведение, основанное в 1842 году его отцом, Ф.Ф. Верфелем, в промышленной зоне Петербурга на набережной Обводного канала, 80, специализировалось на производстве обстановочной бронзы, комбинированной с цветным поделочным камнем. Сбыт изделий фабрики был налажен через торговую фирму «Гессерих и Верфель», имевшую магазин на Невском проспекте. Верфелевская продукция неизменно присутствовала на художественно-промышленных выставках дома и за рубежом, неизменно же брала на них премии и призы. В 1870 году бронзовое производство фабрики специализируется на литье малой кабинетной пластике и скульптурного портрета. Верфель сотрудничает со многими замечательными мастерами бронзовой миниатюры, среди которых – А.Л. Обер, Л.В. Позен, Н.А. Лаверецкий, Р.Р. Бах, И.И. Подозеров, А. Адамсон, Ф.И. Ходорович, а также молодые российские скульпторы – П.А. Самонов, А.В. Вернер, М. Козловская. С 1893 года фабрика Верфеля была преобразована в завод, что получило отражение в новой маркировке продукции (которая и определяет нижнюю границу датировки данного памятника). В это время у Верфеля были заняты 88 рабочих, использовались два паровых двигателя мощностью 30 лошадиных сил. В первое десятилетие ХХ века года годовой оборот производства составлял 100 – 105 тысяч рублей. С 1895 года Верфелю было присвоено звание Поставщика двора Его Императорского Величества. Возможно, с этим новым статусом предприятия связан выбор для тиражирования екатерининского портретного бюста.
Данный памятник представляет портретное изображение представительницы российской правящей династии и тем самым неразрывно связан с историей нашей страны. Это значительное и редкое произведение русской скульптуры и художественной металлообработки, связывающее воедино XVIII, XIX и ХХ столетия российской скульптурной пластики и бронзолитейного искусства. Произведение отличается хорошей сохранностью, обладает несомненной исторической, художественной и коллекционной ценностью.