Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Чашка с портретом императора Александра III

Чашка с портретом императора Александра III

«Нет в наличии»

Чашка с портретом императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Российская империя, конец XIX века. Частный фарфоровый завод. Фарфор, роспись, золочение. 

Частные фарфоровые заводы Российской Империи

Из всех отраслей керамики более всего развито в России фарфоро-фаянсовое производство, которое сосредоточено в нескольких определенных районах. Наиболее типичную местность керамического промысла вообще, а фарфоро-фаянсового производства в особенности, представляет собой знаменитая Гжель – местность, охватывающая целую группу селений Бронницкого и Богородского уездов Московской губернии и Псковского уезда Владимирской губернии. Благодаря своим залежам белых огнеупорных глин, в том числе и фарфоровой, в этом районе исстари процветало обширное производство кирпича и поливного гончарного товара, почему понятно, что для поисков пригодной для фарфорового производства глины, когда возникла первая мысль о создании Императорского фарфорового завода, приглашенное для того правительством лицо было командировано именно в Гжель, где таковая глина и была найдена (И. Собко. Императорский фарфоровый завод в Петербурге / / Искусство и художественная промышленность, 1898 – 1899. С. 303-305.). Второй типичный район фарфорово-фаянсового производства находился в пределах Волынской губернии, в которой даже с давних времен известны были залежи каолина и огнеупорной глины. Затем, третий крупный район керамического производства обнимает собой Новгородскую губернию, в особенности Боровический уезд; впрочем, в этом районе собственно фарфоровое производство не достигло значительного процветания, подобно двум первым районам. Прочие местности Европейской России и Сибири, где были открыты залежи огнеупорной глины и каолина ( в губерниях Черниговской, Рязанской, Екатеринославской, Херсонской, Иркутской Привислянской и др.), имеют меньшее значение в деле развития местного фарфоро-фаянсового производства, но зато дают в значительном количестве ценный по своему количеству  материал для выработки фарфора и фаянса на многих русских заводах, находящихся в других местностях.  К числу таких особенно известных материалов принадлежат каолины екатеринославский и херсонский, а также черниговская (глуховская) глина, в разных сортах. Впрочем, следует отметить, что большинство наших заводов до сего времени не обходиться без привозного английского каолина, который доставляется в совершенно подготовленном виде и более доступен по своей цене, чем не уступающие ему по качествам русские сорта.

Вид на главное здание Императорского Фарфорового и Стеклянного заводов

      

      1887 – 1892, Российская Империя, Санкт-Петербург, Невский район

Первый фарфоровый завод, основанный в России, был Императорский, под Петербургом. Начало ему было положено при Императрице Елизавете в 1745 г., но первая вещь, исполненная на этом заводе, относится лишь к началу 1746 г. (И. Собко. Императорский фарфоровый завод в Петербурге / / Искусство и художественная промышленность, 1898 – 1899. С. 303-305.). Необходимая для производства фарфора глина вывозилась в то время из д. Жирово, Гжельской волости. Вскоре после основания Императорского фарфорового завода возник в селе Вербилки Дмитровского уезда, московской губ., знаменитый Гарднеровский завод, которому суждено было сыграть самую выдающуюся роль в истории нашей фарфорово-фаянсовой промышленности. Он существует и поныне, хотя под другой фирмой.

К тому же периоду относиться возникновение третьего завода, основанного севским купцом Михаилом Волковым. Об этом заводе, к сожалению, не сохранилось никаких данных (Федченко. Гончарное производство / / Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности России. СПб. , 1862. Т. 1. С. 332.). Неизвестно даже его местонахождение, хотя надо думать, что он находился в одной из северных губерний, а не в Москве, как утверждает это автор брошюры, изданный по случаю первой международной выставки керамических изделий в С.-Петербурге (О керамике. 1901 г. СПб., 1901. С. 39).

В конце царствования императрицы Елизаветы было основано ещё несколько заводов, но где неизвестно. Мы знаем только, на основании официальных сведений, что при вступлении на престол Екатерины  II насчитывалось уже 12 заводов, из коих 7 фарфоровых и 5 фаянсовых (Очерк истории мануфактур в России. В-ра  Б-шова. СПб., 1883).

К исходу XVIII столетия число фарфоро-фаянсовых заводов возросло до 20 (Очерк истории мануфактур в России. В-ра  Б-шова. СПб., 1883). В это время появились фарфоровые и фаянсовые фабрики в Волынской губернии и в Царстве Польском. Особенное значение имела для западного района фарфоро-фаянсовой промышленности известная фабрика в местечке Кореце, Новоградволыского уезда, основанная кН. Чарторижским в 80-х годах XVIII столетия. Вслед за ней появилась фабрика в м. Барановке и некоторые другие в той же местности.

В центральном подмосковном районе стали также возникать новые фарфоровые и фаянсовые фабрики, число которых постепенно возрастало, так что в 1813 – 1814 гг. всех фабрик насчитывалось уже 31, из них на шести вырабатывался фарфор (Ведомости о мануфактурах в России за 1813 и 1814 гг. СПб., 1816. С. 429-436.).

Рост фарфоро-фаянсовой промышленности стал особенно проявляться после Отечественной войны 1817 г. Число фабрик в то время достигло 45 (Статистические ведомости о состоянии российских мануфактур с 1815 по 1821 гг. СПб., 1825). Эта цифра с некоторыми значительными колебаниями в ту или другую сторону держалась до второй половины прошлого столетия, после чего число фабрик стало снова возрастать и достигло 70 к концу 70-х годов, но затем мы замечаем постепенное уменьшение числа фабрик, и к исходу XIX столетия цифра фарфорофо-фаянсовых фабрик и заводов спустилась до 50 (Свод данных р фабричнр-заводской промышленности в России за 1767 – 1897 гг. 10 книг. СПб., 1890 – 1900).Такое уменьшение в численности фабрик следует приписать, главным образом, тому обстоятельству, что мелкие фабрики оказались не в силах конкурировать с более крупными, которыми первые постепенно и поглощались. В настоящее время самым крупным фабрикантом является М.С. Кузнецов, к которому перешли некоторые из значительных заводов (Гарднера, Ауэрбаха и др.). Общая производительность фарфора и фаянса на всех кузнецовских заводах простирается ныны до 7 249 000 руб., что состовляет, вероятно, около 2/3 производительности всей станы по этим двум отраслям керамического производства. (Сведения, доставленные правлением Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова в Москве, от 25 ноября 1902 г.) Понятно, что большинство мелких заводовдолжно было прекратить свое существование или перейти к исключительномупроизводству самых ординарных и малоценных изделий.

Тем не менее, фарфоро-фаянсовое производство в нашем отечестве продолжает постоянно прогрессировать, что видно из прироста годового оборота, который к 1896 г. увеличился по сравнению с оборотом в 1883 г. (исчислявшимся в 3 500 000руб.) на 2 миллиона рублей. (Селезнев. Производство и украшение глиняных изделий в настоящем и прошлом (керамика). СПб., 1894. С 329). По свдениям, опубликованным в 1900 г., общая производительность всех фарфоро-фаянсовых фабрик и заводов, простиралась почти до 9 млн. рублей. (А.К. Крупский. Фарфорофое производство / / Россия в конце XIX в. СПб., 1900. С.413). Ныне же, судя по количеству выработанных изделий в 1901 г. на одних кузнецовских заводах, мы едва ли ошибемся, если определим годовой оборот всех русских фабрик и заводов в круглой цифре 10 миллионов рублей.

Нельзя того сказать о развитии нашей фарфорово-фаянсовой промышленности в художественном отношении. За исключением императорского фарфорового завода, изделия которого продолжают быть до сего времени вне всякой конкуренции, на всех остальных фабриках замечается упадок  в смысле изящества и декоративной технике изделий. Здесь сказалось влияние крупного массового производства, которое стремится не только  к усовершенствованию качества произведений, сколько к их дешевизне. Современные изделия далеко уступают в этом отношении старым производителям некоторых заводов Гарднера, Попова, Сафронова и др., также изделиям Корецкого завода первоначальной эпохи его существования. На иных маленьких, чуть не кустарных заводиках, вырабатывались иногда вещи, которые являются лучшими украшениями в коллекциях наших собирателей старого русского фарфора. К сожалению, разбросанные образцы такого рода изделий пока сохраняются по преимуществу в частных руках и недоступны публике.

Источник: "Частные фарфоровые заводы Российской Империи 1756-1917". Коллектив авторов. Под научной редакцией В.В. Знаменова. Издательство "Ринал-Интер". Издательльская группа "Санкт-Петербург Оркестр". Москва, Санкт-Петербург. 2011 г. Стр. 6, 7.