Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Часы
каминные «Любовь побеждает время». Астро-Венгерская Империя, 1900 год. Фирма
«Голдшейдер Вена». Фаянс, сталь, латунь, бронза. На основании в тесте надпись -
"Sculpture Reserve, 2305/125/17", на механизме - «Simon». Размер: высота
- 53 см; ширина – 61 см
Данные часы воспроизведены в монографии "Wiener Keramik" Waltraud, 1974.
По
совокупности стилистических и технологических признаков, подписей, клейм,
следам старения материалов, фаянсовые скульптурные каминные часы «Любовь
побеждает время», изготовленные в Вене около 1900 года фирмой «Голдшейдер»,
находятся в хорошей коллекционной сохранности и имеют антикварное,
культурно-художественное и музейное значение.
Монументальные
каминные часы, вмонтированные в скульптурную композицию из
желтовато-коричневого фаянса. На лицевой стороне композиции рельефная латинская
надпись: «Amicitia vincit horas» («Любовь побеждает время»). Центральную часть
композиции фланкируют две фигуры – мужская и женская, в легких струящихся
одеждах, устремленные друг к другу, соединивших свои руки. В центральную часть
вмонтирован часовой механизм с круглым бронзовым циферблатом с арабской
оцифровкой. На основании в тесте – "Sculpture Reserve, 2305/125/17".
На механизме – «Simon». Эти надписи указывают на принадлежность знаменитой
венской фирме «Goldscheider Wien».
«Голдшейдер»,
венская фабрика (основана в 1885 г.), быстро вышла в лидеры среди европейских
производителей керамики. Фигурки и вазы из фаянса и терракоты, а также из бронзы
и алебастра, неизменно высочайшего качества и пристального внимания к форме и тщательности
изготовления, производились в стилях "Историческом",
"Югендстиле" и "Арт-деко". Важную роль играло
сотрудничество с выдающимися скульпторами и керамистами своего времени, такими
как Деметр Чипарус (Demetre Chiparus), Вальтер Боссэ (WalterBosse), Эдвард Телц (Eduard Telcs), и Джозеф Лоренц (Josef Lorenzl), которые создали болыное количество
произведений, вышедших из стен Голдшейдера. История успеха была прервана
национал-социалистами в 1938 году: семья Голдшейдер вынуждена была
иммигрировать, компания была продана и новый владелец не смог выдержать высокие
стандарты качества. Братья Голдшейдер смогли открыть новый керамический бизнес
в условиях эмиграции в США и Англии, а после Второй мировой войны Вальтер
Голдшейдер даже вернулся в Вену и занял пост управляющего директора своей
прежней компании, однако в 1950-х годах знаменитые керамические традиции
уважаемой венской фабрики закончились с продажей фабрики немецкой компании
"Карстенс" (Carstens). В мире существует обширное
сообщество коллекционеров фаянсовых фигур фирмы «Голдшейдер».
Для создания
данных часов использовался художественный фаянс. Полевошпатовый, или Железистый
Фаянс представляет твердый белый черенок, масса которого состоит из глинисто-щелочного
трудноплавкого основания, крытого прозрачной твердой свинцовой поливой,
заключающей в себе борно-щелочные соединения и глинозем. Белый цвет черепа в разновидностях
этого фаянса, часто имеет оттенок слоновой кости. В изломе полевошпатовый фаянс
представляется мелкозернистым и пористым, в весьма немногих случаях имеет следы
спекания массы и при этом слегка просвечивает, что приближает такие сорта к
фарфору. Название "тонкий Фаянс" (faiences fines), введенное Броньяром в его классификацию,
часто относят ныне к этому фаянсу, разумея высокие его сорта.
Тонкий
эротизм и изящные фигуры персонажей характерны для стиля Модерн.
Модерн
(франц. moderne, лат. modernus — новый, современный) — это период развития
европейского искусства на рубеже ХIХ-ХХ веков, который включал различные
художественные течения и школы. Основной целью модерна стало объединение в
антиэклектическом движении —
стремлении противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода.
Модерн как
течение существовал недолго, и имеет достаточно четкие хронологические границы:
от конца 1880-х годов до 1914 года, то есть начала Первой мировой войны,
оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы. Отличительными
особенностями модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более
естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, в особенности, в
архитектуре, расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные
и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все
сферы деятельности человека.
В дальнейшем
художественный стиль Модерн эволюционировал? cогласно лозунгу, выдвинутому А.Ван де
Вельде: «Назад К природе». В 1890-1900-х годах интернациональными стали мотивы морской
волны, вьющихся растений, цветов ирисов, лилий, цикламенов, а также рифмующихся
с растительными формами лебединых шей, томных и бледных женских лиц — дев с
волнистыми волосами, извивами рук и струящимися складками одежд. Плавные узоры
располагались асимметрично. Бесконечно текущие, то плавно, то взволнованно
извивающиеся, чувственно-сочные линии декора несут духовно-эмоциональный и
символический смысл, сочетая изобразительное с отвлеченным, живое с неживым,
одухотворенное с вещным.
Фигуры
выполнены в нежной естественной цветовой гамме, декор радует глаз знатока и не
уступает лучшим музейным образцам.
Декор и
набор пигментов характерен для начала ХХ века, искусство моделировки и качество
росписи отвечает всем высочайшим требованиям, предъявляемым к декоративным предметам
эпохи. Такие предметы изготавливались по индивидуальным заказам, по старинным
технологиям, вручную, и предназначались в дар высоким особам для изысканных интерьеров.