Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Чернильница из письменного прибора

Чернильница из письменного прибора

«Нет в наличии»

Чернильница из письменного прибора на народные темы. Российская Империя, 1870-е годы. Скульптор: Е.А. Лансере. Бронзолитейное предприятие Ф. Шопена. Бронза, литье, чеканка, патинирование.

Размер: основание - 17х25,5 см., высота - 20 см.

Аналогичный предмет опубликован в книге: Государственный Исторический музей / Н.Р. Левинсон и Л.Н. Гончарова / Русская художественная бронза / Декоративно – прикладная скульптура XIX в. / Издательство Советская Россия. Москва. 1958. Рис. 60.

«…Очень интересными являются работы Лансере в области прикладного искусства. Если его декоративная скульптура широко известна и многие из его работ опубликованы, то о прикладной скульптуре известно очень мало. Отдельные произведения прикладного назначения (часы и фрагменты письменного прибора) имеются в собрании Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея, а часть из моделей скульптора помещена в альбоме-каталоге фирмы Шопен-Моран, также имеющемся в собрании Государственного Исторического музея. Этот альбом состоит из 126 фотографий, на обороте которых написано по-французски название произведения, размер и цена каждого из них. Альбом представляет большой интерес для изучения творчества скульптора.

Большинство работ Лансере в области прикладного искусства, опубликованных в альбоме, малоизвестно. Широкое распространение получила лишь одна группа: письменный прибор на народные темы. В этом приборе, модели которого были созданы Лансере в середине 1870-х годов (рис. 56-62), впервые нашла выражение тема трудящегося человека

В тематике письменного прибора отразилась общая направленность русского искусства того времени. Примерно к 1870-м годам интерес широких кругов общества к народной жизни, народному творчеству получил общее признание. Появился ряд отдельных маленьких фигурок на крестьянские темы и в бронзе. Народная тематика стала проникать и в дворянский быт. Так, на одной из печаток дворянского рода Кологривовых рукоятка, отлитая из бронзы, изображает фигуру крестьянина, почесывающего затылок.

Письменный прибор Лансере целиком не дошел до нас. Сохранились отдельные предметы: чернильницы, подсвечники, колокольчик, пресс и прочее. Полный список предметов, из которых состоял прибор, удалось обнаружить в архивных материалах. Прибор представлял собой тринадцать самостоятельных статуэток, объединенных единой тематикой - изображение трудящегося народа. Здесь Лансере дает новый тип крестьянина и торговцев более демократизированной интерпретации: это уже не беспечные крестьяне, веселящиеся на праздниках, какими они представлялись в бронзовых фигурках фабрики Демидова на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне, не приглаженные весёлые крестьяне некоторых групп самого Лансере. В темах чернильного прибора дан тип крестьянина-труженика: он изображен в момент тяжелой работы, которой занят повседневно. Так, один из персонажей с трудом несет бочку, согнувшись под её тяжестью, другой – крестьянский мальчик – с усилием везёт тяжелую тачку и т.п.

Сам чернильный прибор представляет отдельную скульптурную группу – берег речки, на котором стоят две кадушки (под ними спрятаны чернильницы). Между кадушками по дощечке пробирается с коромыслом девушка.

Подобный приём маскировки назначения предмета был до Лансере использован Либерихом в письменных приборах, изображающих скульптурные группы животных. Один из таких приборов, поднесенный проф. А.Н. Бекетову, имеется в экспозиции ГИМ. Но ни Либерих, ни кто-либо другой из скульпторов не рисковали внести в прикладное искусство народную тематику – в этом была заслуга Лансере…»

«Выписки из архивных документов о скульпторах Е.А. Лансере, Л.И. Либериха и других.

... 30) Письменный прибор, состоящий из следующих предметов:

а) Чернильница - крестьянка с ведром на коромысле по мосткам идущая к воде. У берега два гуся, на правой стороне опрокинутая плетеная корзина (песочница), слева кадушка, чернильница с крышкой.

b) Спичечница – мужик-бондарь на спине несет бочку.

c) Спичечница – мальчик, торговец спичками с лотком.

d) Пара подсвечников низеньких: один деревенский мальчик, везущий на салазках бочонок, другой – крестьянка-девочка на четырех-колёсной тележке везет также бочонок.

е) Пепельница, мальчик – неаполитанец на осле.

f) Пара подсвечников высоких: петербургские разносчики – мороженщик и рыбак.

g) Пресс-папье, деревенский мальчик пастух лежащий

h) Пепельница – крестьянин в лодке.

i) Колокольчик – крестьянский мальчик взобрался с совком, правой руке куль, на последнем 2 буквы «ЕЛ».

k) Пепельница – крестьянский мальчик везёт тяжелую тачку.

l) Ножик для бумаги, ручка его изображает крестьянку с заступом».

Источник: Государственный Исторический музей / Н.Р. Левинсон и Л.Н. Гончарова / Русская художественная бронза / Декоративно – прикладная скульптура XIX в. / Издательство Советская Россия. Москва. 1958 год.

ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович


Евгений Александрович Лансере (12 [24] августа 1848, Моршанск — 23 марта [4 апреля] 1886, Нескучное, Харьковская губерния) — русский скульптор-анималист, Почётный вольный общник Академии художеств (1876 г.).

Сын статского советника Людвига Пауля (Александра Павловича) Лансере (1815—1869) (сына майора наполеоновской армии Пауля Лансере, получившего русское подданство) и Элеоноры Антоновны Яхимовской (1824—1856), воспитанницы баронов Ворнезиус (живших в Моршанске).

Родился в Моршанске, поступил в местную гимназию. С детства в своих работах выбрал тему, которой будет увлечен всю жизнь, — лошадей. Впоследствии, молодой скульптор совершит ряд дальних поездок по Центральной Азии, Кавказу и Северной Африке, добавив в своё творчество многие этнические образы (Афганец, Араб и др.), значительно обогатившие его творчество.

В 1861 году вместе с семьей переезжает в Петербург. Там окончил 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию и юридический факультет Петербургского университета. Специального художественного образования не получил и занимался лепкой самостоятельно, пользуясь советами Н. И. Либериха. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. 1874 году был признан почетным вольным общником Академии Художеств. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.

Был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Всего он создал около 400 произведений. Его работы представлены в экспозиции Радищевского музея, Национальном художественном музее Белоруссии, хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, и др.

Его сын и дочь — Евгений Евгеньевич и Зинаида Евгеньевна стали художниками, младший сын Николай Евгеньевич — архитектором.