Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Демидов В.К. «Битва с поляками»

Демидов В.К. «Битва с поляками»

«Нет в наличии»

Демидов Василий Кузьмич «Битва с поляками». 1851 год. Холст, масло. Размер: 89,5х107,5 см.

Имеется экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы (НИНЭ) имени П.М. Третьякова.

Слева внизу монограмма и дата: «В.Д. / 1851 Год.» идентична образцу автографа художника Василия Кузьмича Демидова. Аналогичные по графическому оформлению подпись и дата воспроизведены на картине «Царица Наталья Кирилловна с царевичем Петром на красном крыльце» из собрания Государственного Русского музея. Василий Кузьмич Демидов известен как мастер исторических композиций, возможно, занимался в историческом классе Академии художеств у П.В. Басина, а впоследствии продолжил обучение в мастерской К.П. Брюллова. Стилистические особенности картины – изобразительный мотив, решение композиции, колорит, специфика моделировки фигур, рисунок архитектуры имеют убедительное сходство с подлинными произведениями художника, представленными в музейных собраниях:

1) «Царица Наталья Кирилловна с царевичем Петром на красном крыльце», 1848; Государственный Русский музей;

2) «Предсмертный подвиг князя Михаила Константиновича Волконского в Пафнутьевском монастыре в Боровке в 1610», 1841; Калужский областной художественный музей;

3) «Предсмертный подвиг князя Михаила Константиновича Волконского». Этюд, 1841; Государственная Третьяковская галерея. В творческом наследии В.К. Демидова значительное место занимают работы на тему русского средневековья, художника интересовали сюжеты Смутного времени, особенно русско-польской войны. В частности, в 1845 году Совет Императорской Академии Художеств рассматривал выполненные им образы на памятнике, сооружаемом по заказу правительства в Царском Польском «в память военных событий в 1831 года».

Судя по иконографическим деталям, данное полотно посвящено событиям русско-польской войны первой трети XVII века. Вооруженной коннице в кольчугах и шишаках противостоят польские «крылатые гусары» - элитное подразделение войск Царства Польского и Речи Посполитой, особенностью обмундирования которых были «гельметы» на голове и крылья, крепившиеся на задней луке седла лошади. Поверженный мужчина с узкой бородкой, изображенный на переднем плане в группе сражающихся воинов по типажу близок к иконографии короля Сигизмундом III на портретах Якоба Трошеля (1610-е, Варшава, Королевский замок) и П.П. Рубенса (около 1624, Стокгольм, Национальный музей Швеции). Сражение происходит у стен крепости с башнями разной формы, художник передал архитектуру весьма условно, что усложняет задачу идентификации. Однако, ряд деталей позволяет сделать предположение, соответствующее творческой биографии художника. Очевидно, что В.К. Демидов повторил фигуру архимандрита (по всей вероятности, Иоасафа) с крестом из своей композиции» предсмертный подвиг князя Волконского…» в правой части картины. В 1610 году крепостные стены и башни Пафнутьево – Боровского монастыря (сегодня – Калужская область) не выдержали осаду поляков и были захвачены. Между тем, известно, что архимандрит Иоасаф был связан также и с историей осады Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 годах. Защита одной из главных православных святынь занимала важное место среди исторических программ, более того, известно, что в 1848 году В.К. Демидов написал эскиз «Осада Троице-Сергиевой лавры в 1610», который был утвержден для написания картины на звание академика. Специфическая форма граненых башен крепостной стены в данной композиции близка весьма условным изображениям монастыря на старых гравюрах, например, «Осада Троице-Сергиевой лавры». Явление Преподобного Сергия и Никона врагам» (литография).

В каталогах музейных собраний не указываются точные годы жизни художника В.К. Демидова – значиться: «неизвестны» или только год смерти – «не ранее 1848». Данная картина датирована 1851 годом, что позволяет год смерти живописца – как «не ранее 1851». Следовательно, полотно можно считать поздней работой В.К. Демидова из известных сохранившихся на сегодняшний день и в этом смысле – редкой.

Картина В.К. Демидова «Битва с поляками имеет антикварно-коллекционное и музейное значение.

Биографическая справка

Демидов Василий Кузьмич (? – не ранее 1851) – живописец, мастер исторических композиций. Унтер-офицер придворного конюшенного ведомства. С 1833 – вольноприходящий ученик Императорской Академии художеств, с 1836 занимался у К.П. Брюллова. В 1836 получил звание неклассного художника за картину «Освобождение Москвы князем Пожарским и гражданином Мининым», в 1837 – вторую серебряную медаль, в 1839 – звание назначенного за картину «Последний бой Ярмака». Участвовал в выставках Императорской Академии художеств. В 1856 Советом Императорской Академии художеств одобрен эскиз картины «Встреча Ольги с великим князем Игорем», в 1848 – эскиз «Осада Троице-Сергиевой лавры в 1610», который утвержден для написания картины на звание академика. Произведения представлены в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Калужском художественном музее, Орловском музее изобразительных искусств.