Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Фарфоровый пласт «Мадонна в кресле» по картине Рафаэля Санти «Madonna della Sedia» (около 1513, Флоренция, галерея Палатина). Италия, ХХ век. Фарфор, подглазурная роспись.
На обороте пласта справа внизу клеймо – изображение лилии и под ней надпись «Firenze»; в центре марка с цифрами, написанными пером чернилами – «200/1287».
Диаметр – 20 см. (тондо).
Рафаэль Санти (итал. Raffaello Sanzio)
«Мадонна в кресле» (итал. «Madonna della seggiola»)
Ок. 1513–1514. Холст, масло. Размер: 71×71 см.
Палаццо Питти, Флоренция
«Мадонна в кресле» (Madonna della seggiola, также известна
как Madonna della sedia) — одна из мадонн Рафаэля, написанная около 1513—1514
годов, во время проживания художника в Риме. С давних пор выставляется в
Палатинской галерее Флоренции.
На картине изображены Дева Мария, обнимающая младенца Христа,
и взирающий на них с благоговением юный Иоанн Креститель. Строгой
геометрической формы и линейной перспективы, свойственных ранним мадоннам
флорентийского периода, «Мадонна в кресле» не имеет. Использование более тёплых
красок позволяет предположить о влиянии на работу Тициана и соперника Рафаэля
Себастьяно дель Пьомбо.
«Мадонну в кресле» высоко ценил Энгр, разместивший её на
нескольких своих картинах — «Генрих IV принимает испанского посла», «Рафаэль и
Форнарина», «Портрет месье Ривьера» и «Портрет Наполеона на императорском
троне» (в ковровой вышивке у ног императора). Иоганн Цоффани также изобразил
«Мадонну в кресле» среди прочих картин на полотне «Трибуна Уффици», написанном
в 70-е годы XVIII века.
Лев Толстой всегда имел при себе миниатюрную, в серебряной
ризе копию «Мадонны в кресле», которую ему подарила тётка при отправлении на
Крымскую войну. В конце жизни писатель ставил эту работу Рафаэля выше других
его мадонн. «Мадонна в кресле» приводила в восторг и Ф. М. Достоевского,
видевшего её во Флоренции. А. К. Толстой описал картину в следующих строках:
Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Её земную красоту.
А Он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперёд — и ясным оком
Голгофу видит пред собой.