Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Фигура «Черевички» («Вакула и Оксана») по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». СССР, Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова (ЛФЗ), 1960-е годы. Модель: Б.Я. Воробьев. Фарфор, роспись. Без клейма.
Размер: высота - 14 см., диаметр основания - 8,1 см.
Артикул: 20-117-21. Цена: 37 500 рублей
Аналогичная фигура опубликована в каталоге: «Советский Фарфор 1917-1919». Авторы: И. Пелинский, М. Сафонова. Издательский дом «Любимая книга». 2-е издание переработанное и дополненное. Москва, 2012 г. Стр. 369.
Аналогичная фигура опубликована в каталоге: «Советский коллекционный фарфор. Гид-каталог». Составитель: С.Н. Белоглазов. Санкт-Петербург, ООО «Арт-СПб», 2015 г., с. 8.
Творчество выдающегося классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя всегда привлекало композиторов, однако начало традиции использовать произведения великого писателя в оперном искусстве положил Пётр Ильич Чайковский. Весёлая волшебная повесть «Ночь перед Рождеством» так увлекла маэстро своей поэтичностью и незлобным юмором, что он написал на этот сюжет чудесную лирико-комическую оперу «Черевички» - настоящую зимнюю сказку, в которой переплетается волшебство и красивая романтическая история любви.
Черевички у Одарки!
Вот подарок - всем подаркам!
Подивилася Оксана :
Черевички хороши!
Черевички обещает
Ей Вакула от души!
Улыбается дивчине,
Ну, доверчив, как дитя.
А, Оксана все смеется
И, играет с ним, шутя:
"Черевики - непростые,
Черевики - золотые!
Коль добудешь черевики,
От царицы от великой,
Вот тогда - то посмотрю -
Может замуж и пойду!
А, не сможешь раздобыть -
Можешь ты меня забыть!"
ВОРОБЬЁВ Борис (Исай) Яковлевич (06.11.1911 г., Томск - 25.04.1990 г., Ленинград)
Борис (Исай) Яковлевич Воробьёв — советский скульптор-анималист.
Родился в городе Томске в 1911 году. В юности пробовал работать по
различным специальностям, сменил ряд профессий. Так, был помощником каменщика,
учителем в школе, работал воздушным гимнастом в цирке, затем учился в
строительном техникуме.
В 1932 году поступил в Московский архитектурно-строительный институт, в
котором учился по 1935 год. Учась в институте, Б.Я. Воробьёв пробует создавать
художественные произведения, участвует в выставках. В 1935 году первую и вторую
премии присуждают совместно ему и другому любителю. Случайно увидевший работы
Воробьёва известный советский художник Исаак Израилевич Бродский советует ему
серьёзно заняться скульптурой. Такого же мнения был и известный
художник-анималист Василий Алексеевич Ватагин, которого потом всю жизнь Воробьёв
будет почтительно и ласково звать «Батей». Ведь именно иллюстрации В.А.
Ватагина к произведению Киплинга «Книга джунглей» побудили Воробьёва к
художественному изображению животных.
В 1936 году Борис переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств,
чтобы стать скульптором. В Академии Воробьёв обучался у В. Богатырева и А.
Матвеева. В 1946 году он окончил Академию, представив к защите диплома
вырезанную из дерева скульптуру «Волчица в капкане». Выбор такой «натуры»
явился смелым решением, поскольку ранее в качестве тем дипломных работ
представляли изображение человека. Противников художественного решения
Воробьёва было много, но Борис сумел защитить свой выбор.
С 1936 года Борис Воробьёв связан работой с Ломоносовским фарфоровым
заводом (ЛФЗ). Многие работы скульптора завод выпускал массовыми тиражами,
зачастую вместо имени автора указывая только своё клеймо.
Помимо скульптурных изображений животных, в 1950-е годы Борис Яковлевич
создал серию скульптур, иллюстрирующих произведения Гоголя и Чехова. Известны
также его скульптурные работы в других жанрах, например, портреты, обнажённые
модели и другие работы.
В 1950-е годы Воробьёв становится признанным мастером скульптуры, участвует
во многих выставках, как в СССР, так и за рубежом. В 1958 году на всемирной
выставке в Брюсселе он получает серебряную медаль, и в 1959 году, в Остенде.
Его произведения стали приобретать крупные музеи.
В 1972 году скульптор покидает ЛФЗ, чтобы избавиться от кабальной
зависимости «фарфоровой скульптуры» массового производства, и воплотить свои
идеи в других материалах, прежде всего в любимом им дереве. Ему это удаётся. Он
создаёт несколько значительных станковых произведений, часть которых находится
теперь в Дарвиновском музее в Москве.
Работы Б.Я. Воробьёва хранятся в фондах многих известных музеев,
в частности, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея
керамики и «Усадьбы Кусково XVIII в.», Государственного
историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника
«Царицыно», в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, проводятся их
выставки.
Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга, рядом жена — Воробьёва
Мариам Иосифовна (1917—1997).