Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Фигура «Дьяк». Российская империя, 2-я половина 1900-х – начало 1910-х годов. Керамическая мастерская Строгановского училища (мастерская Н.А. Андреева). Майолика, полихромная роспись. Клеймо: аббревиатура «СУ» с точкой справа, забранная в круг, двуглавый орёл.
Аналогичные фигуры «Дьяк» опубликованы в издании: «Русский стиль в строгановской керамике». Автор: Дулькина Т.И. – М., Изд-во «Среди коллекционеров»; Екатеринбург, типография «Уральский рабочий», 2013 г. Стр. 114-116.
«… В произведениях Строгановского училища начала ХХ века продолжали звучать ностальгические ноты о допетровской Руси, нашедшие воплощение в скульптурных изображениях «дьяков», «стрельцов», «гусаров». Причем воспринимались и воспроизводились, как правило, внешняя сторона этих персонажей. Именно как дань модной теме можно рассматривать сохранившиеся мужские образы, воплощенные в керамике.
В наиболее колоритной скульптуре «Дьяк» (из собрания Ульяновского областного художественного музея) представлен «государев человек» в момент оглашения им народу царского указа. Торжественность момента подчёркнута значительностью облика, позы, нарядной одеждой. На первом плане – развёрнутый свиток в одной руке; в другой руке – перо. В соответствии с должностью и дорогая одежда: красиво, броско расписанный кафтан до полу с приподнятым воротником тёмного цвета. Крупные стилизованные цветы и розетки в сочетании с мелкими узорами на тёмном фоне рождают ощущение тканой дорогой материи с вышивкой. Пуговицы отливают яркой бирюзой.
В этом образе, более, чем в «бабах», сказалось стремление передать характер царского слуги, а не только показать красоту его одежды. Скульптура поставлена на скругленную подставку, общая высота – 47 см. Такие крупные фигуры давали широкий простор для фантазии и опробования разных приёмов техники росписи учащимися, работавшими в мастерской. На фигуре «Дьяк» применена роспись эмалями и восстановительными глазурями.
Когда позднее другую фигуру «Дьяк» доверили расписать ученице III класса Софье Брандербург, она почти повторила роспись керамического прообраза (из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусств). Эта ученическая работа оказалась одной из немногих подписных скульптур керамической и фарфоровых мастерских Строгановского училища. Среди мужских персонажей, созданных в скульптурной и керамических мастерских, можно встретить «опричника» , или «стрельца» (встречаются оба названия), «путника», или «странника», «охотника», «зверелова», «нищего, сидящего по-турецки», «гусляра». Подобные фигуры были представлены Строгановским училищем на Всемирной выставке в Турине 1911 года...»
Источник: «Русский стиль в строгановской керамике». Автор: Дулькина Т.И. – М., Изд-во «Среди коллекционеров»; Екатеринбург, типография «Уральский рабочий», 2013 г. Стр. 113-115.
Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище
Открытие Школы рисования в отношении к искусству и ремеслам состоялось 31 октября 1825 года. Проект Школы рисования, один из многих «на благо Родины», задумал и реализовал граф Сергей Григорьевич Строганов, не ожидая для себя никакой награды, кроме «одобрения доблестных граждан». Именно в образовании и развитии национальной культуры, ее традиций Строганов видел будущее России и, в частности, ее промышленности. Известно, что в Академии художеств XVIII века студенты помимо живописных работ создавали в хорошо оснащенных мастерских высокохудожественные изделия. Однако в начале XIX века Академия начинает культивировать исключительно «искусства благородные и вышнея», остановив классы часового искусства, золотых дел и резного на дереве, как нерентабельные.
В 1860 году произошло объединение Первой рисовальной школы, созданной при Московском Дворцовом архитектурном училище и Второй рисовальной школы, детища Строганова. К выпускникам училища предъявлялись новые требования, которые в свою очередь, обязывали организаторов и и преподавательский состав разрабатывать новые программы и методики обучения. Именно с этого момента училище начали называть Строгановкой, а учащихся — строгановцами. «Школа Строганова с самого начала ориентировалась не на копировании и производстве готовых образцов, а на изобретательский, т. е. проектный характер специализации. Уже хотя бы на этом основании мы можем считать Строгановскую школу основоположницей не только художественно-промышленного, но и дизайнерского образования.»
В начале 1860-х годов в училище открываются профессиональные мастерские. Они были необходимы для продвижения изделий в промышленное производство. Кроме того, для участия в выставках также требовалось воплощение проектов в материале. На Всемирной выставке в 1876 году в Филадельфии училище ожидал грандиозный успех.
В 1890-е годы Строгановка активно устанавливает отношения с фабрикантами и промышленниками. Растет спрос на оригинальные образцы. Установившиеся производственные связи позволили училищу поднять на иной качественный уровень практическое обучение и подготовку специалистов.
В 1901 году Строгановка получает официальное название — Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище. Керамическая мастерская основана в 1867 году.
С 1898 года деятельность мастерской развивается; учащиеся теперь изучают технику производства глины и составы глазури и исполняют собственные композиции, самостоятельно делая опыты в открытии новых эффектов в сочетании красок и обжига. Учащиеся обязаны заниматься специально лепкой.
Начиная с 1901 года в мастерской устраиваются новые обжигательные печи и муфеля большого огня. И тип изделий мастерской изменяется: согласно новым течениям в области керамики появляются новые формы, новая орнаментация, и, наконец, новые поливы большого огня, металлические отблески и другие эффекты.
Керамических изделий Строгановского училища сохранилось не так уж много. Самая большая коллекция - 25 предметов - находится в Государственном Историческом музее. Около двух десятков керамических памятников училища находятся в Государственном музее керамики «Усадьба Кусково XVIII в.». Отдельные экземпляры представлены во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Государственном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музе-заповеднике «Петергоф» и других музейных хранилищах. Нельзя, однако, забывать, что изделий этого гончарного центра, работавшего при учебном заведении, и не могло быть много. Они выпускались только к выставкам, малыми тиражами, к тому же были достаточно хрупкими. Создаваемая в небольшом количестве, строгановская керамика, которую отличает национальный образный язык в формах и декоре, высокие технологические качества, составляла резкий контраст с европейским заводским фаянсом весьма космополитического характера. Рядом с ней можно поставить лишь отдельные студийные работы русских, английских и французских мастеров. Строгановская керамика, выполненная в 1880-х — начале 1910-х годов, представлена на престижных аукционах, ценится как неповторимый шедевр своего времени, привлекая внимание отечественных и зарубежных специалистов и коллекционеров.