Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Фигура «Львенок». СССР, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), середина ХХ века. Скульптор: Б.Я. Воробьев. Фарфор, роспись.
Высота - 11,4 см.
Артикул: 19-17-2. Цена: 1 500 рублей
Аналогичная фигура опубликована: «Советский Фарфор 1917-1919». Авторы: И. Пелинский, М. Сафонова. Издательский дом «Любимая книга». 2-е издание переработанное и дополненное. Москва, 2012 г. Стр. 481.
Аналогичная фигура опубликована в каталоге: «Советский коллекционный фарфор. Гид-каталог». Составитель: С.Н. Белоглазов. Санкт-Петербург, ООО «Арт-СПб», 2015 г., с. 53.
ВОРОБЬЁВ Борис (Исай) Яковлевич (06.11.1911 г., Томск - 25.04.1990 г., Ленинград)
Борис (Исай) Яковлевич
Воробьёв, сменив в юности
много профессий от школьного учителя до воздушного гимнаста в цирке, в 1932
году поступил в Московский архитектурный институт. Но тяга к природе и миру
животных, возникшая в юности, соединившись со стремлением заниматься
творчеством, вскоре привела его к увлечению анималистической скульптурой,
которой он начал заниматься под руководством выдающегося московского
художника-анималиста В.А. Ватагина. В 1936 году Воробьёв оставил Москву и
поступил на скульптурный факультет Всероссийской академии Художеств в
Ленинграде. В это же время началась его работа на знаменитом Ломоносовском
фарфоровом заводе (ЛФЗ), с которым он был связан долгие годы. Заканчивая
Академию, Воробьёв первым в её многолетней истории осмелился нарушить
непреложную традицию, в 1946 году представив и защитив в качестве дипломной
работы не изображение человека, а вырезанную из дерева скульптуру волчицы. Он
не только выдержал борьбу с многочисленными апологетами соцреализма -
противниками анималистики, но и приобрел достойных сторонников. Это событие
стало знаковым в истории советского искусства: с тех пор
доступ «зверю» на официальные, а в те годы единственно возможные для
художника выставки, был открыт.
Однако работы Б.Я. Воробьёва выбивались из
общего помпезного ряда «орденоносной бронзы». Он изображал гордых,
свободолюбивых животных: полных достоинства тигров и медведей, беркутов и
барсов, пантер, сознательно отказавшись от воспевания «образа советского
человека» и его «усатых и бородатых» вождей. В 50-е годы
Воробьёв стал признанным мастером, участником многих российских и зарубежных
выставок (серебряная медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, в 1959
году - в Остенде, Бельгия, и других), а его работы начали приобретать крупнейшие
музеи. Однако всю свою жизнь он был вольнодумцем, отстаивавшим собственную
независимость и презиравшим конформизм и коньюктуру в искусстве. Имя Воробьёва
для любого исследователя искусства прежде всего ассоциируется с авторством
превосходного по пластике и выразительности стали анималистического фарфора.
Растиражированные на ЛФЗ, эти работы, выпускаемые до сих пор, стали
определенной маркой завода и разошлись не только в России, но и по всему миру,
где едва ли найдётся коллекция фарфора, в которой не была бы представлена
пластика Воробьёва.
Помимо анималистики, широкую известность
приобрели фарфоровые статуэтки Воробьёва, иллюстрирующие произведения Н.В. Гоголя.
Взаимоотношения Воробьёва с администрацией ЛФЗ были сложными. Драма художника,
работающего на советском фарфором заводе, была в том, что промышленному
плановому производству не были нужны неспешно создаваемые произведения высокого
художественного уровня, а требовался, возможно, более широкий ассортимент
фарфоровых штампов, отвечающих массовым вкусам обывателя. Художник,
превращенный в крепостного, пытался спасти честь подлинной «фарфоровой
скульптуры» перед тиражным «изделием из фарфора», а его авторское имя
подменялось обезличивающим клеймом завода. В 1972 году Борис Воробьёв, наконец,
расстался с ЛФЗ, мечтая воплотить давно задуманные композиции в других
материалах, прежде всего в любимом им дереве. За несколько лет он создал целый
ряд значительных станковых произведений, большая часть которых теперь украшает
коллекцию Дарвиновского музея в Москве.
Творческой наследие Воробьёва включает не
только анималистку. Оно поражает разнообразием жанров и диапазоном используемых
скульптурных материалов, в работе над каждым из которых он добивался высоких
результатов: от дерева и камня до литого стекла, от камерных фарфора и майолики
до монументальной бронзы (статуя Лось в Мончегорске). Получили известность
скульптурные портреты Александра Блока, чтеца Антона Шварца, певца Ефрема
Флакса, ученого-химика, академика А.Ф. Добрянского, признанная критиками
выдающейся стеклянная «Кореянка», безмолвно-скорбные деревянные старики,
скульптурные иллюстрированные иллюстрации к А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Н.В. Гоголю, А.П. Чехову, большая серия камерных скульптурных карикатур различных деятелей
российской культуры - современников автора, обнаженные модели и другие его
работы. Главной темой его творчества, однако, всегда оставалась анималистика. К
сожалению, многим планам Воробьёва не суждено было сбыться. Его неукротимой,
мятежный характер, во многом схожий с чертами его величественных и грозных
моделей, не смог уберечь его от тяжёлых конфликтов и переживаний, он был очень
ранимым и чувствительным человеком. В 1980 году Воробьёва настигла тяжёлая
болезнь, лишившая его возможности самостоятельно двигаться, говорить и писать.
В течение долгих и мучительных последних 10 лет жизни он мужественно
сопротивлялся болезни, пытался рисовать и резать по дереву левой рукой. Эти
последние работы, хранящиеся у его близких, являют собой своеобразный памятник
его мужеству, подводя итог жизни этого удивительного, талантливого, яркого и
сильного человека.