Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Фигура «Медведица с колыбелью». СССР, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), 1954 - середина 1960-х годов. Скульптор: Е.И. Чарушин. Фарфор, роспись.
Высота - 16,8 см.
Артикул: 20-117-15. Цена: 15 000 рублей
Аналогичная фигура опубликована в каталоге: «Советский Фарфор 1917-1919». Авторы: И. Пелинский, М. Сафонова. Издательский дом «Любимая книга». 2-е издание переработанное и дополненное. Москва, 2012 г. Стр. 486.
Аналогичная фигура опубликована в книге: «Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова 1944-2004», том 2. Автор: Петрова Н.С. Издательство «Глобал Вью». Издательская группа «Санкт-Петербург Оркестр». Санкт-Петербург, Москва, 2007 г., стр. 642.
Аналогичная фигура с названием «Колыбельная» опубликована в каталоге: «Советский коллекционный фарфор. Гид-каталог». Составитель: С.Н. Белоглазов. Санкт-Петербург, ООО «Арт-СПб», 2015 г., с. 9.
ЧАРУШИН Евгений Иванович (29.10.1901 г., Вятка — 18.02.1965 г., Ленинград)
Чарушин Евгений Иванович - анималист, график, скульптор,
писатель. Рисовать Чарушин начал рано. «Это было просто, по-видимому,
свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я
слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа». Любимым чтением для него
были книги Сетона-Томпсона, Лонга, Биара, но в особенности, подарок отца — семь
томов Брема, которые Евгений Иванович хранил и перечитывал всю жизнь. «Я читал
его запоем, — вспоминал Чарушин, — и никакие «Нат Пинкертоны» и «Ник Картеры»
не могли сравниться с Бремом». Рисовал начинающий художник «преимущественно
зверей, птиц да индейцев на лошадях», бегая в чучельную мастерскую,
расположенную недалеко от родительского дома, или наблюдая свой домашний
«зоопарк». Можно предположить, что раннее знакомство с искусством народов
Востока, его лаконизмом и точностью в изображении зверей, умением любоваться
природой и ощущать себя её частью оказало существенное влияние на творчество
Евгения Ивановича, на его подход к рисованию животных. Закончив среднюю школу в
Вятке (1918 г.), где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин пошёл в армию,
служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии
Восточного фронта. Лишь в 1922 году он вернулся к мирной жизни. Зимой учился в
декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил
на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН). Занимался
он (1922-1927 гг.) у А. Карева, А. Савинова, М. Матюшина, А. Рылова. Но, как он сам
вспоминал впоследствии, это были «самые бесплодные для меня годы». Поиски
нового слова в живописи ему были неинтересны, а академическое рисование
навевало скуку; куда как занятнее было ходить в зоосад или на птичий рынок.
Одеваться же молодой художник любил в то время по моде. По воспоминаниям
его близкого друга Валентина Курдова, Чарушин тогда «ходил в гольфах и пёстрых
чулках, носил пыжиковую шапку и пёструю, собачьего меха, короткую шубу». В
1924 году он, воспользовавшись советом Виталия Бианки, вместе с Николаем
Костровым и Валентином Курдовым отправился в увлекательное путешествие на
Алтай. По окончании учёбы (1926 г.) и краткосрочной службы в рядах Красной Армии,
Чарушин пришёл в Детский отдел Госиздата, которым заведовал Владимир Лебедев. В
те годы перед художниками ставилась задача создать принципиально новые книги
для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в
то же время, информативные и познавательные. Чарушинские рисованные звери
понравились Лебедеву, и он принялся всячески поддерживать художника в его исканиях
и творчестве.
Первая же книга с иллюстрациями Евгения Ивановича — рассказ В. Бианки
«Мурзук» (1928 г.) — привлекла внимание не только маленьких читателей, но и
знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной
Третьяковской галереей. В 1929 году Чарушин сделал несколько книг: «Дикие
звери», «Разные звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал». Уже
в них проявилось незаурядное мастерство художника в передаче повадок животных.
Сидящий на ветке маленький осиротевший медвежонок; нахохлившаяся ворона,
собирающаяся клевать косточку; бредущие кабаны с малышами… — всё нарисовано
ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного,
художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Е.И. Чарушина отличаются
свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни.
Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Среда, фон в
ранних его книгах едва намечены. Главное — крупным планом показать животное,
при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя
максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений
Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть
живыми, дышащими, и не любил Ивана Билибина, утверждая, что тот занимался не
иллюстрированием, а раскрашиванием холодных, мёртвых контуров… Живописность
образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски
передающих перья птицы, шерсть зверя. Как справедливо заметил один из
исследователей его творчества Э. Кузнецов: «Он рисует не контурно, а можно
сказать, антиконтурно, необычайно искусно передавая фактуру шерсти или перьев»
и «ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах
или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса
сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности».
Создавать такие сложные, живописные по фактуре иллюстрации удобнее всего было в
технике литографии. Она позволяла не только подолгу просиживать над рисунком,
но и сразу печатать картинки в будущей книжке. Чаще всего Чарушин использовал
пастельные, природные цвета. И «не признавал никаких литографских законов и
правил, он темпераментно водил карандашом и тёр литографский камень тушью,
царапая по нему иглой и бритвой». По многу раз он мог заклеивать на рисунке не
получившиеся части или замазывать их белилами. По отзывам современников,
художник был человеком страстным, эмоциональным и очень увлекающимся.
«Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на
скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал (мы его так и
прозвали «Евгеша-изобретатель»), — вспоминал Валентин Курдов. Однако его
«безделье» всегда было наполнено какой-то деятельностью, чаще всего
бессмысленной и неразумной в глазах посторонних, забавой, причудой, игрой, но
ему неизменно интересной и важной, требующей ума, изобретательности, ловких
рук, интуиции и даже вдохновения». Деятельным Чарушин был с детства. Так, в
шесть лет художник заболел брюшным тифом, наевшись каши из грязного куриного
корыта. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл
широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Мало кто знает, что у художника
Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на
нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.
В 1930 году Чарушин попробовал писать небольшие рассказы. «Преисполненный
до краёв» наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями, я стал, при
горячем участии и помощи С.Я. Маршака, писать сам». Очень тепло о рассказах
начинающего автора отозвался Максим Горький. Впрочем, сочинять Чарушин пытался
ещё в детские годы. В 15 лет он с друзьями выпускал журнал «Сопохуд» (Союз
поэтов и художников). Для журнала он писал, по собственной оценке, «корявые и
тяжкодумные» стихи, однако «поиски нужного слова в конце концов мне
пригодились… — признавался Евгений Иванович, — и журналы эти очень смешные,
детские, но они очень повлияли на моё творчество».
Уже в первом его рассказе — «Щур» (1930 г.) — проявилось не только знание
звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. «Щур в клетке свистит,
мурлычет Вася, Харлашка Прошку таскает за шиворот: то Харлаша Прошу, то Проша
Харлашу — а я их всех рисую, я — художник». И во всех других рассказах Чарушина
«всегда явно ощутима то мягкая, то озорная, то по-доброму снисходительная, то
немножко ироничная улыбка».
Всю жизнь Чарушин с огромным уважением относился к своим читателям. Его
радовало, что звери, которых он рисовал, нравятся не критикам и редакторам, а
именно малышам: «…для них не станешь сюсюкать в картинках, как это делается в
других странах, не станешь рисовать пупсиков…». Рассматривая чарушинские книги,
смело можно сказать, что и тексты, и иллюстрации к ним отражают единый, цельный
внутренний мир их создателя. Его рассказы и рисунки строги, лаконичны,
познавательны и — понятны даже совсем маленькому ребёнку. В коротких рассказах
из сборника «Птенцы» (1930 г.) — о рябчатах, коростелятах, совятах… — Евгений
Иванович мастерски выделяет самые броские, самые запоминающиеся особенности
своих героев: «А вот вертишейки — хитрые птенцы! Подберётся к гнезду страшный
зверь — мышь или белка, они шеи вытянут, зашипят змеёй. Всякий тут испугается».
Работая над книгой, Чарушин придавал большое значение единству слова и текста.
Вдумчиво подходил к выбору шрифтов, считая, что в книге не должно быть ничего
случайного. Как правило, он предпочитал рубленые шрифты, удобные для детского
чтения. На обложках часто рисовал шрифт вручную, считая, что так он органичнее
сочетается с рисунками. Иногда пробовал «играть» со строчками в наборном
шрифте, как в книгах В. Бианки «Теремок» (1929 г.) или «Щур».
До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: «Птенцы» (1930 г.),
«Волчишко и другие» (1931 г.), «Облава» (1931 г.), «Цыплячий город» (1931 г.),
«“Джунгли” — птичий рай» (1931 г.), «Животные жарких стран» (1935 г.), а также
продолжал иллюстрировать других авторов, среди которых С.Я. Маршак, М.М.
Пришвин, В.В. Бианки, А.И. Введенский… «То, что производило на меня большое
впечатление в детстве, — говорил художник, — волнует и сейчас. Я хочу понять
животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех.
Когда ребёнок хочет погладить моего зверёнка — я рад. Мне хочется передать
настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Всё это надо наблюдать и
прочувствовать. Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных
в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый
зверь».
Иногда кажется, что рисование зверей для Чарушина — не тяжёлая работа, а
просто-напросто неотъемлемая часть его сущности, как способность петь или
дышать. Однако за каждым рисунком в книге стоит огромный опыт наблюдения за
живой природой и неустанный труд, ведь Чарушин уделал большое внимание и
натурным зарисовкам, и созданию макета книги. Кроме поиска образов для
иллюстраций, он искал еще «форму изображения», с тем «чтобы получился
композиционно цельно-художественный организм», а это, как полагал Евгений
Иванович, «самое трудное для художника-иллюстратора. Наброски, наблюдения,
«почеркушки», глубокое знакомство с текстом — это только материал для работы.
Иногда бьёшься несколько недель, прежде чем найдёшь удовлетворяющую тебя форму
всей книги в целом». Он даже признавался, что иллюстрировать чужие тексты ему
проще, чем свои собственные, — тогда происходит меньше споров между писателем
Чарушиным и Чарушиным-художником.
Кроме работы в издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с
детскими журналами — «Мурзилкой» (с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом»
(1930-1941 гг.); делал настенные эстампы для детей, порой работая без авансов и
гонораров. «Я приучился с детства понимать животное — понимать его движения и
мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не
понимают животное», — говорил художник. Он любил природу, но главное, умел
привить эту любовь читателям. Парадоксально, но при этом Чарушин был страстным
охотником, а своё первое ружьё получил в подарок от отца лет в
одиннадцать-двенадцать. В его доме, как и в доме родителей, постоянно жили
всевозможные звери, а в одной из комнат стоял огромный вольер для птиц.
Во время войны Чарушин уехал из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он
рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял
спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного
из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И — занимался с детьми
рисованием. В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над
книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он
увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из
фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.
К оформлению детских книг он попробовал подойти иначе. На его рисунках
стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери порой
изображались более сказочными и, скорее, напоминали героев Виктора Васнецова. Менялась
и техника: художник начал работать гуашью и акварелью, но не широкими мазками,
а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали. Последней книгой Чарушина
стали «Детки в клетке» С.Я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была
присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
На всю жизнь художник сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий
восторг перед красотой природы: «Я очень благодарен моим родным за моё детство,
потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными,
интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только
благодаря моему детству». Понимая, что именно в детстве закладывается основа
мировоззрения человека, Чарушин писал: «Моя задача — дать ребёнку предельно
цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие ребёнка,
открыть ему новые живописные ощущения мира…».
Искусство Евгения Чарушина,
доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их
любить волшебный мир зверей и птиц. Произведения находятся в ГЭ, ГРМ, в других
музеях и частных собраниях в России и за рубежом.