Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Фигуры парные «Вакханка с корзиной винограда» и «Вакх». Российская Империя, Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), конец XIX века. Модель: А. Шпис (1886 год). Формовщик: Александр Лукин. Бисквит.
Высота - 27 см.
«Популярность темы «вакханалий» и её частая повторяемость в различных материалах и видах начиная с эллинистического и римского искусства не позволяет выделить единственный образец, на который ориентировался Шпис при создании этих парных фигур. Вместе с тем этот факт указывает, что автор проявил изрядную изобретательность, уйдя от прямого копирования и применив метод преобразования различных иконографических источников».
«… Популярная в европейском искусстве тема виноделия была также небезынтересна Шпису. При разработке отдельных скульптур и многофигурных композиций на эту тему скульптор «опирался» на признанные немецкие образцы. Широко известное произведение «Сбор винограда» послужило источником для создания первой собственной работы Шписа в этой серии. Известно, что первоначальный вариант скульптурной группы «Сбор винограда» был представлен в Майсоне в середине 1760-х и упоминается в прейскуранте 1765 года…
… Продолжая создавать фигурки, связанные с темой виноделия, Шпис исполнил статуэтку-виноградаря. К этой группе изделий может быть причислена и фигура «Сатир с танцующей вакханкой», которая в 1862 году была преподнесена великой княгине Марии Николаевне. В 1860-х годах скульптор разработал несколько вариантов моделей парных фигур «Вакха» и «Вакханки». В архивных документах первые упоминания об этих фигурах встречаются в списках вещей, поднесенных ко двору в 1862 году. «Фигуры большие бисквитные вакханок с пьедесталами – по 45 руб.» были подарены императрице Марии Александровне, цесаревичу наследнику великому князю Николаю Александровичу, великим князьям Алексею Александровичу, Константину Константиновичу и Николаю Николаевичу. Фигуры, исполненные как в бисквите, так и в различных вариантах росписи (известна фигура Вакха, раскрашенного под мавра), находятся в собраниях крупнейших музеев страны: фигуры «Вакха» и «Вакханка» в бисквите и с полихромной росписью хранятся в Государственном Эрмитаже, фигура «Вакх» в бисквите – в коллекции фарфора и керамики Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века, в Павловском дворце-музее и других. Один из вариантов фигуры «Вакх», датированный 1866 годом, хранится в частной коллекции. А в собрании Омского областного музея находится один из редких примеров статуэтки «Вакханка», исполненной мастером в 1860-е годы. Данные модели периодически повторяли по заказам Императорского двора для высочайших подарков до начала ХХ века. В том числе они упоминаются в ежегодных отчетах Императорского завода за 1900-1903 годы. Одни и те фигуры постоянно упоминаются в списке вещей, представляемых на благотворительные лотереи в пользу детских приютов, которые регулярно устраивала императрица Мария Александровна…».
Источник: «АВГУСТ ШПИС И ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД. Жизнь посвященная фарфору. Скульптуры, сервизы, вазы и предметы интерьера, эскизы работ». Автор: Екатерина Хмельницкая. Москва, 2012. Стр. 196-214.