Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Фруктовница «Цветы»

Фруктовница «Цветы»

«Нет в наличии»

Фруктовница низкая с прорезным бортом. Российская Империя, первая половина XIX века. Завод А.М. Миклашевского. Фарфор, роспись.

Размер: диаметр - 28 см.; высота - 7,5 см.

Богатство вариаций русской цветочной живописи, самобытность, а также своеобразие переработки иностранных образцов русскими мастерами отличают её от аналогичных европейских изделий и делают узнаваемой. Не случайно, в некоторых зарубежных публикациях русский фарфор с ординарной росписью выделялся как характерный русский, а значит, самобытный и неповторимый. Ординарные фарфоровые произведения по праву занимают своё место в ряду замечательных произведений русского декоративно-прикладного искусства…

ЗАВОД А.М. МИКЛАШЕВСКОГО


Здание фарфоровой мануфактуры Миклашевского, с. Волокитино.

Официальной датой основания завода считается 1839 год. Сначала была построена усадьба в селе Волокитено Глуховского уезда Черниговской губернии, затем фарфоровый завод и наконец церковь с уникальным фарфоровым иконостасом.

Толчком к реализации проекта послужили два немаловажных фактора: наличие поблизости месторождения лучшего в России каолина, позволяющего изготовлять фарфор высочайшего качества, и возможность использовать бесплатную рабочую силу- крепостных крестьян.

Строительство предприятия растянулось на долгих три года. За это время новоиспеченный промышленник успел жениться на 18‑летней дочери камергера Дарье Олсуфьевой. Первую продукцию Андрей Михай­лович выпустил в 1839 году, став одним из пионеров фарфоровой промышленности в Украине. Его изделия сразу же были замечены — в том же году на Промышленной выставке в Петербурге продукция Волокитинской мануфактуры получила Большую серебряную медаль.

Администраторами на предприятии работали французы — братья Август и Франц Дарт. После запуска производства Август стал технологом, а Франц — живописцем. Рабочими на фабрике были крепостные крестьяне Миклашевского, прошедшие обучение в специально созданной школе. Довольно скоро они стали квалифицированными специалистами. Особенно славились местные расписчицы фарфора — талантливые деревенские девушки, привнесшие в продукцию выразительные украинские мотивы.

Крепостные крестьяне вкалывали на предприятии без зарплаты — Миклашевский заменил им барщину (обязательные в то время бесплатные полевые работы в пользу барина) работой на мануфактуре. Этим он обеспечил бизнесу высокую доходность.

Волокитинская мануфактура выпускала посуду — чайные, кофейные, десертные, столовые сервизы. Однако главной фишкой предприятия являлся выпуск малой фаянсовой скульптуры — такие изделия вполне официально называли «ляльками». Это были небольшие фигурки, посвященные исторической, романтической или бытовой тематике (например, дамы и кавалеры в костюмах различных эпох).

Особое место занимали статуэтки европейских монархов: английского короля Карла I, русских царей Петра I, Павла I и других. А французскому императору Наполеону волокитинские мастера посвятили целый сервиз под названием «Наполеон в России». Украшавшие его миниатюры изображали перипетии неудачного похода французской армии на восток.

Еще один тип волокитинских «лялек» — шаржи. Самой смешной, а потому и самой популярной из них являлась чернильница «Библиофил». Она была выполнена с гравюры французского художника Бенжамена Рубо, представлявшей собой пародию на библиотекаря-романиста Шарля Нодье.

Продукция Волокитинской мануфактуры продавалась на ярмарках в Киеве, Кролевце, Ромнах, экспортировалась за рубеж. Ассортимент был широк, а ценовая вилка еще шире: например, статуэтка или тарелка стоили 50 коп., роскошный сервиз — от 100 до 950 руб., а камины — 500‑600 руб. Такие покупки могли позволить себе люди с достатком выше среднего, ведь дневной заработок плотника составлял в среднем 1 руб. 6 коп., а маляра, слесаря, столяра — 1 руб. 17 коп.

Впрочем, фабрика славилась не только посудой и статуэтками. На ней создавались и монументальные, технологически сложные предметы: богато украшенные дворцовые люстры, церковные паникадила, пышные картинные рамы и многое другое.

В 1861 году император Александр II отменил крепостное право. И то, что обеспечивало бизнесу Миклашевского высокую доходность, привело к краху — дармовая рабочая сила разбежалась. Предприятие осталось без персонала. Увы, к новым экономическим условиям Андрей Михайлович не сумел приспособиться. Фабрику, просуществовавшую 22 года, пришлось закрыть. Это рикошетом ударило и по месторождению каолина — оно потеряло промышленное значение, объемы добычи упали до нуля.

Сразу после закрытия мануфактуры изделия с клеймом «АМ» стали представлять большую коллекционную ценность, поскольку фабрика Миклашевского успела войти в число лучших производств того времени. Она завоевала ведущее место на рынке Российской империи и даже выступала конкурентом знаменитого Императорского фарфорового завода в Петербурге.

Андрей Миклашевский дожил в полном здравии и памяти до 94 лет — предприниматель умер в 1895 году. Его усадьба перешла по наследству к дочерям, а спустя два десятилетия была разграблена большевиками. Уничтожили и Покровскую церковь, разбили ее уникальный иконостас (отдельные его фрагменты хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве). В селе Волокитино, где нынче проживают не более 500 человек, сохранились лишь Золотые ворота и остатки когда‑то роскошного пейзажного парка.

Для современных коллекционеров произведения Волокитинской мануфактуры — наиболее желанный экспонат собрания.