Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Фруктовница низкая с прорезным бортом. Российская Империя, первая половина XIX века. Завод А.М. Миклашевского. Фарфор, роспись.
Размер: диаметр - 28 см.; высота - 7,5 см.
Богатство вариаций русской цветочной живописи, самобытность, а также своеобразие переработки иностранных образцов русскими мастерами отличают её от аналогичных европейских изделий и делают узнаваемой. Не случайно, в некоторых зарубежных публикациях русский фарфор с ординарной росписью выделялся как характерный русский, а значит, самобытный и неповторимый. Ординарные фарфоровые произведения по праву занимают своё место в ряду замечательных произведений русского декоративно-прикладного искусства…
ЗАВОД А.М. МИКЛАШЕВСКОГО
Здание фарфоровой
мануфактуры Миклашевского, с. Волокитино.
Официальной
датой основания завода считается 1839 год. Сначала была построена усадьба в
селе Волокитено Глуховского уезда Черниговской губернии, затем фарфоровый завод
и наконец церковь с уникальным фарфоровым иконостасом.
Толчком к
реализации проекта послужили два немаловажных фактора: наличие поблизости
месторождения лучшего в России каолина, позволяющего изготовлять фарфор
высочайшего качества, и возможность использовать бесплатную рабочую силу-
крепостных крестьян.
Строительство
предприятия растянулось на долгих три года. За это время новоиспеченный
промышленник успел жениться на 18‑летней дочери камергера Дарье Олсуфьевой.
Первую продукцию Андрей Михайлович выпустил в 1839 году, став одним из
пионеров фарфоровой промышленности в Украине. Его изделия сразу же были
замечены — в том же году на Промышленной выставке в Петербурге продукция
Волокитинской мануфактуры получила Большую серебряную медаль.
Администраторами
на предприятии работали французы — братья Август и Франц Дарт. После запуска
производства Август стал технологом, а Франц — живописцем. Рабочими на фабрике
были крепостные крестьяне Миклашевского, прошедшие обучение в специально
созданной школе. Довольно скоро они стали квалифицированными специалистами.
Особенно славились местные расписчицы фарфора — талантливые деревенские
девушки, привнесшие в продукцию выразительные украинские мотивы.
Крепостные
крестьяне вкалывали на предприятии без зарплаты — Миклашевский заменил им
барщину (обязательные в то время бесплатные полевые работы в пользу барина)
работой на мануфактуре. Этим он обеспечил бизнесу высокую доходность.
Волокитинская
мануфактура выпускала посуду — чайные, кофейные, десертные, столовые сервизы.
Однако главной фишкой предприятия являлся выпуск малой фаянсовой скульптуры —
такие изделия вполне официально называли «ляльками». Это были небольшие
фигурки, посвященные исторической, романтической или бытовой тематике
(например, дамы и кавалеры в костюмах различных эпох).
Особое место
занимали статуэтки европейских монархов: английского короля Карла I, русских
царей Петра I, Павла I и других. А французскому императору Наполеону
волокитинские мастера посвятили целый сервиз под названием «Наполеон в России».
Украшавшие его миниатюры изображали перипетии неудачного похода французской
армии на восток.
Еще один тип
волокитинских «лялек» — шаржи. Самой смешной, а потому и самой популярной из
них являлась чернильница «Библиофил». Она была выполнена с гравюры французского
художника Бенжамена Рубо, представлявшей собой пародию на
библиотекаря-романиста Шарля Нодье.
Продукция
Волокитинской мануфактуры продавалась на ярмарках в Киеве, Кролевце, Ромнах,
экспортировалась за рубеж. Ассортимент был широк, а ценовая вилка еще шире:
например, статуэтка или тарелка стоили 50 коп., роскошный сервиз — от 100 до
950 руб., а камины — 500‑600 руб. Такие покупки могли позволить себе люди с
достатком выше среднего, ведь дневной заработок плотника составлял в среднем
1 руб. 6 коп., а маляра, слесаря, столяра — 1 руб. 17 коп.
Впрочем,
фабрика славилась не только посудой и статуэтками. На ней создавались и
монументальные, технологически сложные предметы: богато украшенные дворцовые
люстры, церковные паникадила, пышные картинные рамы и многое другое.
В 1861 году
император Александр II отменил крепостное право. И то, что обеспечивало бизнесу
Миклашевского высокую доходность, привело к краху — дармовая рабочая сила
разбежалась. Предприятие осталось без персонала. Увы, к новым экономическим
условиям Андрей Михайлович не сумел приспособиться. Фабрику, просуществовавшую
22 года, пришлось закрыть. Это рикошетом ударило и по месторождению каолина —
оно потеряло промышленное значение, объемы добычи упали до нуля.
Сразу после
закрытия мануфактуры изделия с клеймом «АМ» стали представлять большую
коллекционную ценность, поскольку фабрика Миклашевского успела войти в число
лучших производств того времени. Она завоевала ведущее место на рынке
Российской империи и даже выступала конкурентом знаменитого Императорского
фарфорового завода в Петербурге.
Андрей
Миклашевский дожил в полном здравии и памяти до 94 лет — предприниматель умер в
1895 году. Его усадьба перешла по наследству к дочерям, а спустя два
десятилетия была разграблена большевиками. Уничтожили и Покровскую церковь,
разбили ее уникальный иконостас (отдельные его фрагменты хранятся в
Национальном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве). В
селе Волокитино, где нынче проживают не более 500 человек, сохранились лишь
Золотые ворота и остатки когда‑то роскошного пейзажного парка.
Для
современных коллекционеров произведения Волокитинской мануфактуры — наиболее
желанный экспонат собрания.