Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Гравюра «Речь царя Ивана IV Грозного на Лобном месте в 1550 г.: Выступление перед Земским Собором о принятии нового Судебника» с картины академика А.И. Шарлеманя. Российская империя, 1880-90-е годы.
Размер: в раме - 40х30 см., лист - 21х29 см.
Гравюра выполнена с исторической картины академика, живописца его величества А.И. Шарлеманя. Сюжет картины посвящен законодательным инициативам Ивана Грозного – выступлениям молодого Ивана на Лобном Месте перед Земским Собором в 1550 году – перед съехавшимися со всей страны выборными. Гравюра из цикла «Русская галерея. Сцены из русской истории», отпечатана в технике гравирования на стали в Германии, в известнейшем издательстве «Брокгаус» для петербургского издательства Генкеля.
СУДЕБНИК ИВАНА IV (Царский судебник) - сборник русского феодального права, утвержденный на земском соборе в 1550 году и одобренный Стоглавым церковным собором в 1551 году. Свод законов был призван укрепить царскую власть и несколько ограничить власть бояр. Царский судебник усиливал прикрепление крестьян к земле и санкционировал барщину как общее правило. В следующем 1551 году для утверждения нового Судебника и устройства церковного управления и религиозно-нравственной жизни народа созван был большой и церковный собор, обыкновенно называемый Стоглавым.
О созыве собора Иваном Грозным имеется краткая запись в Степенной книге. Целью созыва Собора было принятие нового Судебника (основной закон), утвержденного годом позже на Стоглавом соборе в 1551 года. В частности, Земский собор 1550 года обсуждал ряд законодательных мер, имевших целью перестройку местного управления. План по реформе местного самоуправления начинался срочной ликвидацией всех тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд выборных старост и целовальников и завершался пожалованием уставных грамот, вообще отменявших кормления. В результате этих мер местные общины должны были освободиться от мелочной опеки бояр-наместников, сами собирать подати и сами творить суд. Известно, что именно кормления, неправедные суды и неконтролируемый сбор податей стали к середине XVI века настоящим бичом русской жизни. Однако грамоты, по которым волостям давалось право управляться обоими выборными властями, были откупными. Волость известной суммой, вносим в казну, откупалась от наместников; правительство давало ей право откупиться вследствие ее просьбы; если же она не била челом, считала для себя невыгодным новый порядок вещей, то оставалась при старом.
ШАРЛЕМАНЬ Адольф Иосифович
Шарлемань Адольф Иосифович (Боде-Шарлемань,
1826-1901) – русский художник, мастер батальной и жанровой живописи. Дед А.И.
Шарлеманя - скульптор-декоратор Жан-Батист Боде-Шарлемань, переселившийся в
Санкт-Петербург при императрице Екатерине II из Руана, отец - Иосиф
Боде-Шарлемань, архитектор, воспитанник Императорской Академии Художеств. А.И.
Шарлемань учился в училище при санкт-петербургской лютеранской церкви святого
Петра, в 1848 году поступил в Академию Художеств в класс исторической живописи
под руководством Ф.А. Бруни, потом занимался батальной живописью в классе Б.П.
Виллевальде.
В 1852
году получил малую серебряную медаль за эскиз «Кавалергарды
в Красном Селе», в 1853 году большую серебряную
медаль за картину «Эпизод из
битвы под Аустерлицем», в 1854 году малую золотую
медаль за исполнение конкурсной программы «Эпизод
из венгерской кампании 1848 г.» в
1855 году удостоен большой золотой медали за картину «Суворов на С.-Готарде» (приобретена
императором, находилась в гатчинском дворце). Получил право на зарубежную
пансионерскую поездку, направился в Мюнхен, где написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний
ночлег Суворова в Швейцарии».
В 1859
году за вторую из этих картин получил звание академика. Затем вновь совершил
поездку за рубеж, посетив Париж, Штутгарт и некоторые другие города Германии,
вернулся в Санкт-Петербург в 1861 году. По возвращении писал иконы для
католических церквей при пажеском корпусе и кладбищенской на Выборгской
стороне, а также плафоны и стенные панно для домов князя Мещерского в Москве и
А. Полежаева в Санкт-Петербурге.
В 1867
году за картину «Екатерина II в мастерской Фальконе» удостоен звания профессора, полотно приобретено
императрицей.
С 1871
года служил художником при экспедиции заготовления государственных бумаг и
консультировал рисовальные мастерские главного интендантского управления при
исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего для альбомов
императора Александра II.
В 1873
году получил титул художника Его Императорского Величества. Близость живописца
к императорской семье позволила ему написать с натуры портреты августейших особ.