Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Гудиашвили Владимир (Ладо) Давидович (1896-1980) «Женщина с гребнем в волосах». Грузия, 1920-е годы. Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш. Размер: 9,5х8 см.
Имеется экспертное заключение Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР).
На обороте, в правом верхнем углу, красным карандашом, прописью — «Л. Гудиашвили».
Характер использованных материалов и признаки их старения (состояние бумаги, на обороте бумаги видны затёки, красочная поверхность имеет потертости и повреждения) дают основания обозначить время создания данного произведения широко — первой третью ХХ века. Изображенный типаж, манера изображения и надпись на обороте указывают на авторство Ладо Гудиашвили.
Приемы написания лица модели в работе, а именно: моделировка объема лица светами и‚ бликами более корпусно положенной краски по отношении к общей карнации; миндалевидный разрез глаз с удлиненными, загибающимися вверх ресницами верхнего века: наличие тонкого очерчивающего мазка в изображении зрачка, радужной оболочки и века глаза; своеобразная передачи линии носа, подбородка и губ в полуулыбке с ямочками в уголках – обнаруживают очевидное сходство с индивидуальной манерой Л. Гудиашвили.
Как представляется, изображенной модель обладает такой индивидуальной физиогномической спецификой, которая позволяет говорить о портретных чертах в данном изображении. Работы Л. Гудиашвили отличала большая склонность к изображению типажей - художника интересовала некая отвлеченность изображаемого образа, нежели портретное сходство и индивидуальность портретируемого. Эта индивидуальность частично нивелировалась авторской, весьма специфической, устоявшейся манерой изображения лиц.
В работе также присутствует намек на некий условный пейзажный фон, в котором можно увидеть изображение моста-акведука. «Удаленный» пейзажный фон с подобными мостами акведуками нередко встречается в работах Л. Гудиашвили 1920-х годов.
Черты «стильности» изображенного персонажа соотносятся с изобразительным строем работ Л. Гудиашвили 1920-х годов, с работами «парижского» периода (1919 - 1925 гг.).
Произведение Ладо Гудиашвили «Женщина с гребнем в волосах» в силу своего качества и принадлежности раннему творчеству художника имеет музейное значение.
Белла Ахмадулина «Грузинских женщин имена» (1965)
Там в море паруса плутали,
и, непричастные жаре,
медлительно цвели платаны
и осыпались в ноябре. И лавочка в старинном парке
бела вставала и нема,
и смутно виноградом пахли
грузинских женщин имена. Они переходили в лепет,
который к морю выбегал
и выплывал, как черный лебедь,
и странно шею выгибал. Смеялась женщина Ламара,
бежала по камням к воде,
и каблучки по ним ломала,
и губы красила в вине. И мокли волосы Медеи,
вплетаясь утром в водопад,
и капли сохли, и мелели,
и загорались невпопад. И, заглушая олеандры,
собравши все в одном цветке,
витало имя Ариадны
и растворялось вдалеке. Едва опершийся на сваи,
там приникал к воде причал.
«Цисана!» — из окошка звали.
«Натэла!» — голос отвечал…
Ладо Гудиашвили (18 [30] марта 1896, Тифлис — 20 июля 1980, Тбилиси)
Автопортрет Ладо Гудиашвили, 1919 год
Ладо́ (Влади́мир)
Дави́дович Гудиашви́ли — грузинский и
советский художник-живописец, график, монументалист, педагог. Народный художник
СССР (1972 г.). Герой Социалистического Труда (1976 г.). Лауреат
Государственной премии Грузинской ССР им. Руставели (1965 г., первое
награждение).
Ладо Гудиашвили родился в
Тифлисе (ныне Тбилиси), в семье железнодорожного служащего.
В 1910 году поступил в
Тифлисскую школу живописи и скульптуры Кавказского общества поощрения изящных
искусств. Окончил её в 1914 году и работал учителем рисования в школе. В 1915
году в Тифлисе прошла его первая персональная выставка, немедленно сделавшая
ему имя в художественных кругах Грузии. Он вошёл в круг грузинских
интеллектуалов, был близок к группе поэтов-символистов «Голубые роги»,
организованной Паоло Яшвили. Участвовал в археологической экспедиции, изучавшей
памятники грузинской архитектуры, много копировал старинные фрески. Работал
сразу как художник и график. На прошедшей в 1919 году выставке грузинского
искусства было выставлено более пятидесяти его картин и акварелей.
В 1912 году впервые увидел
картины Нико Пиросманишвили, а в 1916 году познакомился с самим художником.
Творчество Н. Пиросмани оказало глубочайшее влияние на его собственную
художественную манеру. Он несколько раз возвращался к образу Н. Пиросмани в
своих картинах.
Понимая, что дальнейшее
развитие грузинского искусства возможно только в общемировом контексте, в 1919
году вместе с художниками Давидом Какабадзе и Шалвой Кикодзе отправился в
Париж, в то время фактически бывший центром мирового искусства. В Париже учился
в частной художественной Академии Ронсона и работал театральным декоратором.
Был театральным оформителем в парижском кабаре «Летучая мышь». Прожил в Париже шесть лет, часто выставляя свои работы. В 1925 году во
Франции вышла книга критика Мориса Реналя, целиком посвящённая творчеству Л.
Гудиашвили.
Состоял в дружеских
отношениях с художниками Пабло Пикассо, Морисом Утрилло, Амедео Модильяни,
Игнасио Сулоага, Jeanne Hallen, Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой. Его
выставки прошли не только в Париже, но и в Марселе, Лионе и Бордо, а позже в
Лондоне, Риме, Брюсселе, Амстердаме, Берлине и Нью-Йорке.
Несмотря на несомненный для
иностранца успех, с трудом переносил жизнь вдали от Грузии и в 1925 году
вернулся в Тбилиси. В 1926 году состоялась персональная выставка в Тифлисе. В
том же году Л. Гудиашвили было поручено оформление пьесы «Ламара» в постановке К. Марджанишвили. Оформил интерьеры
гостиницы «Ориант» в центре Тбилиси.
С 1926 по 1932 год —
преподаватель Академии художеств в Тбилиси. Профессор.
Член Ассоциации
революционных художников Грузии (1929—1932).
В 1945 году расписал алтарь церкви Кашвети в Тбилиси (считается,
что в облике Христа он воплотил портретные черты Б. Авалишвили). За это был в
1946 году исключён из ВКП(б).
Также много работал в жанре книжной иллюстрации.
Его произведения ещё при жизни были выставлены в музеях, включая
Государственный музей искусства народов Востока в Москве и Государственный
музей искусств Грузии в Тбилиси.
Ладо Гудиашвили умер в 20 июля 1980 года в Тбилиси. Похоронен в
пантеоне Мтацминда.