Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Gustavo Simoni «Карточные шулера» (оригинальное название «I bari»). Копия с картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Шулера» 1596 года. Европа, конец XIX века. Холст, масло. Размер: 50х70 см.
Описание картины Караваджо «Шулера»
Автор: Микеланджело Караваджо
Музей: Музей Кимбелла, Форт Уорт
Год: 1596
Мастер реалистических картин эпохи барокко, Караваджо
повествует в своих шедеврах о жизни вокруг без намека на упрек. На одном из
полотен 1596 года, названном «Шулера», итальянский живописец демонстрирует
сценку мелкого карточного мошенничества. Такие действия были привычной
будничностью для общества того времени, очевидной забавой.
Композиция изображения построена по классическим канонам. Три
фигуры мужского пола расположены в воображаемом треугольнике. Подобный прием
облегчает восприятие и делает картину очень уравновешенной.
Справа за столом мы видим юного мальчика, он спокойно смотрит
на свои карты. Лицо красивого юноши светлое и несколько наивное. Двое других
участников старинного покера – сообщники.
Мужчина зрелых лет находится за спиной засмотревшегося на
колоду мальчишки. Цепким взглядом он считывает масти и показывает на пальцах
тайные знаки более молодому игроку. На его перчатках видны срезанные обрывки
ткани – для удобства прощупывания крапленых карточек.
Второй мошенник готовится достать из разреза одежды
приготовленные карты. Он нарочно вводит в заблуждение товарища по игре в покер
глупым, отвлеченным взглядом. Так и хочется узнать, как же дальше сложилась
партия. Удалось ли совершить обман? Не расстроился ли доверчивый мальчонка?
Художник уделил много внимания проработке костюмов. Обманщики
облачены в пестрые, полосатые одежды, что делает их схожими с шутами. На их
шляпах – пышные птичьи перья.
Фон картины нейтральный, бежевый. На нем отчетливо заметен
большой освещенный солнцем участок. Вообще, в полотне «Шулера» достаточно много
света и мало затемненных участков. Отказавшись от драматизации, Караваджо пишет
гимн веселому празднику и игре. Но нас, зрителей, все же огорчает обман: он
призывает быть в жизни более осмотрительными.
Gustavo Simoni (5 ноября 1845, Рим - 10 мая 1926, Палестрина)
Густаво Симони - итальянский художник, акварелист и
преподаватель живописи. Он наиболее известен своими ориенталистскими сценами.
Его отец, Антонио, был цирюльником, родом из Пратика-ди-маре. У него был
младший брат Сципион, который при его содействии тоже стал художником.
Начиная с 1877 года, он много путешествовал, посетив Францию, Испанию и,
особенно, Северную Африку, где он сделал несколько длительных остановок в
Алжире, Тунисе и Марокко. В течение многих лет он жил в уединенном доме
недалеко от Тлемсена, где его навещали его друзья и соратники из Рима и
развивали отношения с местными властями. В 1889 году он получил золотую медаль
в салоне за свое монументальное изображение сожжения Персеполя. Король Умберто
I был среди его постоянных клиентов. Он также был членом Академии Святого Луки.
В 1890-х годах он открыл студию в Париже и основал школу ориенталистской
живописи в Риме. Когда он вернулся туда, то жил в фермерском доме, который был
отремонтирован его зятем, архитектором Франческо Ла Грассой. Всего у него было
пятеро детей, трое из которых стали художниками: Паоло (1882-1960), тоже
востоковед, погибший во время Алжирской войны, Марио (1885-1953),
специализировавшийся на натюрмортах, и Этторе (1895-?), эмигрировавший в
Аризону и писавший пустынные пейзажи.
В дополнение к своим ориенталистским сценам он создал жанровые сцены, а
также очень творческие исторические сцены из Древнего Рима. Однако его работы,
как правило, более известны среди акварелистов в Англии, чем в Италии.
За пределами Италии его работы можно увидеть в Глазго, Лейпциге, Мельбурне
и Нью-Йорке. Мария Мартинетти и Филиберто Сбарделла были, пожалуй, самыми
известными его учениками.