Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
195 хромолитографий из альбома Федора Григорьевича Солнцева «Древности Российского государства», 1849 - 1853 гг. Размер: 53x39 см.
Цена по запросу.
В хорошем состоянии, загрязнения страниц от перелистывания, лисьи пятна, небольшие надрывы.
«Древности Российского государства» изданные по Высочайшему повелению Императора Николая I. [Отделения 1-6.] Москва, типография Августа Семена, 1849-1853 гг.
Отд. 1: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. 1849. 229 с. [Альбом иллюстраций.] Рисован академиком Ф. Солнцевым. 112 л. иллюстраций.
Отд. 2: Древний чин царский, царская утварь и одежды. 1851. lll, XIV, 119 с. [Альбом иллюстраций.] 147 л. иллюстраций.
Отд. 3: Броня, оружие, кареты и конская сбруя. 1853. lll, XXIII, 151 с. [Альбом иллюстраций.] 147 л. иллюстраций.
Отд. 4: Древние великокняжеские, царские, боярские и народные одежды, изображения и портреты. 1851. II, 88 с. [Альбом иллюстраций.] 72 л. иллюстраций.
Отд. 5: Древняя столовая и домашняя утварь. 1853. IV, XX, 108 с. [Альбом иллюстраций.] 72 л. иллюстраций.
Отд. 6: Памятники древнего русского зодчества. 1853. 110, II с. [Альбом иллюстраций.] 39 л. иллюстраций.
Древности Российского государства (1849-1853 годы)
Напечатанные тиражом 600 экземпляров, «Древности Российского
государства», более известные среди библиофилов как «Солнцевские древности», -
одно из самых редких и ценных художественных изданий за всю историю российского
книжного дела. В продаже они не встречаются, а если такое и происходит, то
сразу же возникает атмосфера сенсации и ажиотажа. Достаточно сказать, что уже в
1852 году на аукционе в Императорской Публичной библиотеке неполный, без
последних, к тому времени ещё не вышедших томов, комплект «Древностей» был
оценён в огромную сумму - 800 рублей, дороже, чем «Апостол» Ивана Фёдорова.
У истоков этого удивительного издания
стоял президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки А.Н. Оленин.
В 1841 году, готовя проект свода гравированных изображений памятников культуры
и быта Древней Руси, Алексей Николаевич писал: «Цель сего сочинения состоит в
том, чтоб старинные наши русские нравы, обычаи, обряды, одежды духовные,
военные, светские, простонародные, а также жилища и здания, степень познания и
просвещения, промышленности, искусства, ремесла и разные предметы в общежитии
сделались известными — посредством ваяния или рисования - во всей их точности и
с сохранением их характера или вида».
Для реализации этого замысла А.Н. Оленин
предложил кандидатуру своего давнего воспитанника по Академии художеств,
бывшего крепостного, в 32 года ставшего академиком живописи, — Фёдора
Григорьевича Солнцева (1801-1892 гг.).
Сын ярославского крестьянина, Ф.Г. Солнцев провёл детство в деревне. 14-летним он приехал в Петербург к отцу,
служившему тогда кассиром императорских театров. За недюжинные способности
юношу приняли в Академию художеств. Отмеченный и обласканный Олениным, Солнцев
стал бывать в доме своего начальника, познакомился там с А.С. Пушкиным, И.А.
Крыловым, В.А. Жуковским, К.П. Брюлловым.
Присматриваясь к молодому художнику,
Оленин поручил Солнцеву зарисовку «рязанских древностей» - золотых и серебряных
украшений, случайно обнаруженных в 1822 году двумя крестьянами близ Старой
Рязани. Полученный результат превзошёл все ожидания, и в 1830 году
рекомендованного Олениным Солнцева по высочайшему повелению направили в
специальную экспедицию по древним русским городам и монастырям «для
срисовывания старинных наших обычаев, одеяния, оружия, церковной и царской
утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих истории».
Оружейная палата и соборы Московского
Кремля, Владимир, Юрьев-Польский, новгородский Софийский собор, Ярославль,
Торжок, Псков, Печоры, Киев, Рязань, Суздаль, Новый Иерусалим - таков далеко не
полный перечень мест, где работал художник.
«Только благодаря ему сохранились многие
важные исторические предметы если не в подлинниках, теперь уже утраченных, то,
по крайней мере, в верных копиях». Эта оценка деятельности Солнцева была дана
ещё в конце XIX века.
К сожалению, Оленину, так много
сделавшему для того, чтобы собрать воедино и опубликовать рисунки Солнцева,
осуществления этой своей мечты увидеть не удалось: 17 апреля 1843 года он умер.
Однако уже через год, 27 апреля 1844
года, по распоряжению Николая I был создан специальный комитет для издания
«Древностей Российского государства». Его председателем стал археолог, историк
и меценат, глава Московского общества истории и древностей российских граф СТ.
Строганов. В комитет вошли также историк И.М. Снегирёв, писатель, драматург,
директор московских театров и Оружейного палаты М.Н. Загоскин, литератор А.Ф.
Вельтман, с 1842 года занимавший пост помощника директора Оружейной палаты.
Комитет взял на себя подготовку научного
и справочного аппарата. Солнцев готовил главное — рисунки для воспроизведения.
Император, покровительствовавший проекту, выделил 100 тысяч рублей золотом.
Работа над изданием протекала не всегда
гладко. Так, готовя первый выпуск, редакторы «забыли» указать имя художника, и
лишь «высочайшее» замечание изменило ситуацию.
Первый том «Древностей» увидел свет в
1849 году. Последний - шестой - в 1853-м. На каждый том рисунков приходился
дополнительный том с пояснениями. «Теперь это издание, т. е. полные его
экземпляры, составляют большую редкость», - писал сам Солнцев через 30 лет
после выхода первого тома. Эти годы прошли для художника на редкость
плодотворно. Он много работал: оформлял Исаакиевский собор, с 1858 года до
самой смерти являлся попечителем Общества крестьян-художников.
Ф.Г. Солнцев умер 3 марта 1892 года. И главный памятник ему —
шесть монументальных томов «Древностей Российского государства», включающих
свыше 700 цветных хромолитографий с рисунков Солнцева, что составляет менее
одной десятой части от всех зарисовок, исполненных Фёдором Григорьевичем.
О значении труда Солнцева лучше всех сказал В.В. Стасов: «Для художественного познания Древней Руси рисунки Солнцева, появившиеся в «Древностях Российского государства», имеют такое же громадное значение, как для научного - «История Государства Российского» Карамзина. Оба издания явились у нас настоящим откровением».
СОЛНЦЕВ Фёдор Григорьевич (27 апреля 1801 г., Ярославская губерния - 15 марта 1892 г. (90 лет), Санкт-Петербург)
Фёдор Григо́рьевич Со́лнцев —
художник, архитектор и историк, академик и профессор Императорской Академии
художеств, специалист по художественной археологии, руководитель издания
«Древности Российского государства». Заведовал художественным оформлением Большого
Кремлёвского дворца.
Родился 14 (26) апреля 1801 года в селе
Верхне-Никульское недалеко от Рыбинска (ныне Веретейское сельское поселение,
Некоузского района Ярославской области), в семье крепостных крестьян, в имении
графа А.И. Мусина-Пушкина. Отец — Григорий Кондратьевич Солнцев, мать —
Елизавета Фроловна. Всего у них было 4 сына и 1 дочь. Младший брат Фёдора —
Егор (1818—1865 гг.), также стал известным художником. Граф обнаружил
одарённость Фёдора и освободил семью Солнцевых от крепостной зависимости, что
позволило Григорию Кондратьевичу в 1815 году отдать сына в Академию художеств.
Первые полтора года обучался в гипсовом и натурном классе; 29 марта 1819 года
было решено «сообразно с мерою надобности в каждой отрасли художеств из 44
учеников теперешнего третьего возраста определить 18 учеников, а именно
Александра Нотбека, Алексея Маркова, <…>, Фёдора Солнцева <…> в
живописный класс, не разделяя оного впредь до усмотрения на исторический,
портретный и другие классы». В феврале 1824 года выпускникам были предложены
две программы: «Приам просит тело Гектора и Ахиллеса» и «Шашечная игра».
Выполнив два эскиза, Солнцев сделал ещё один — портрет «Крестьянское
семейство»; Совет академии предложил ему писать конкурсную картину по своему
выбору. Солнцев выбрал сюжет «Крестьянское семейство перед обедом», которое
начал писать под руководством профессоров А.Г. Варнека и С.С. Щукина. И, хотя
по настоянию Варнека, готовая картина не получила большую золотую медаль, а
только малую, она обратила на себя внимание. Солнцев получил звание художника
14 класса и был оставлен пансионером для дальнейшего усовершенствования.
В 1827 году за акварель «Воздадите
кесарево кесарю, а Божия Богови» («Спаситель и фарисеи») — большую золотую
медаль. В том же году поступил «на место учителя живописи»; при этом выполнял
небольшие частные заказы.
В 1830 году по высочайшему повелению и
поручению члена Государственного совета Алексея Оленина направлен в Москву и
другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия,
церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За всё
время он нарисовал более 3 000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся
большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы,
сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д. Около 700 из этих эскизов составили
основную часть издания «Древности Российского государства», задуманного
Олениным и осуществлённого после его смерти императором Николаем I тиражом 600
экземпляров.
В 1836 году за картину «Встреча великого
князя Святослава с Иоанном Цимисхием» Фёдор Солнцев удостоен звания академика.
Помимо этого, Солнцев принимал участие в росписи и реставрации многих храмов. В
1836—1849 годах вместе с архитектором Петром Герасимовым восстановил Теремной
дворец в Московском Кремле. В 1876 году в честь 50-летия его деятельности
возведён в звание профессора.
В 1843 году выполнил рисунок антиминса
для Синодальной типографии, с которой с этого времени сотрудничал до своей
смерти. Последние 10 лет жизни он оформлял книги православного издательства
Игнатия Тузова.
Умер 3 (15) марта 1892 года. Похоронен
на Литераторских мостках. Мемориальная комната художника-археолога Фёдора
Солнцева находится в Борке (Ярославская область).