Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Хромолитографии «Древности Российского государства»

Хромолитографии «Древности Российского государства»

«Нет в наличии»

195 хромолитографий из альбома Федора Григорьевича Солнцева «Древности Российского государства», 1849 - 1853 гг. Размер: 53x39 см.

Цена по запросу.

В хорошем состоянии, загрязнения страниц от перелистывания, лисьи пятна, небольшие надрывы.

«Древности Российского государства» изданные по Высочайшему повелению Императора Николая I. [Отделения 1-6.] Москва, типография Августа Семена, 1849-1853 гг.

Отд. 1: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. 1849. 229 с. [Альбом иллюстраций.] Рисован академиком Ф. Солнцевым. 112 л. иллюстраций.

Отд. 2: Древний чин царский, царская утварь и одежды. 1851. lll, XIV, 119 с. [Альбом иллюстраций.] 147 л. иллюстраций.

Отд. 3: Броня, оружие, кареты и конская сбруя. 1853. lll, XXIII, 151 с. [Альбом иллюстраций.] 147 л. иллюстраций.

Отд. 4: Древние великокняжеские, царские, боярские и народные одежды, изображения и портреты. 1851. II, 88 с. [Альбом иллюстраций.] 72 л. иллюстраций.

Отд. 5: Древняя столовая и домашняя утварь. 1853. IV, XX, 108 с. [Альбом иллюстраций.] 72 л. иллюстраций.

Отд. 6: Памятники древнего русского зодчества. 1853. 110, II с. [Альбом иллюстраций.] 39 л. иллюстраций.

Древности Российского государства (1849-1853 годы)


Напечатанные тиражом 600 экземпляров, «Древности Российского государства», более известные среди библиофилов как «Солнцевские древности», - одно из самых редких и ценных художественных изданий за всю историю российского книжного дела. В продаже они не встречаются, а если такое и происходит, то сразу же возникает атмосфера сенсации и ажиотажа. Достаточно сказать, что уже в 1852 году на аукционе в Императорской Публичной библиотеке неполный, без последних, к тому времени ещё не вышедших томов, комплект «Древностей» был оценён в огромную сумму - 800 рублей, дороже, чем «Апостол» Ивана Фёдорова.

У истоков этого удивительного издания стоял президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки А.Н. Оленин. В 1841 году, готовя проект свода гравированных изображений памятников культуры и быта Древней Руси, Алексей Николаевич писал: «Цель сего сочинения состоит в том, чтоб старинные наши русские нравы, обычаи, обряды, одежды духовные, военные, светские, простонародные, а также жилища и здания, степень познания и просвещения, промышленности, искусства, ремесла и разные предметы в общежитии сделались известными — посредством ваяния или рисования - во всей их точности и с сохранением их характера или вида».

Для реализации этого замысла А.Н. Оленин предложил кандидатуру своего давнего воспитанника по Академии художеств, бывшего крепостного, в 32 года ставшего академиком живописи, — Фёдора Григорьевича Солнцева (1801-1892 гг.).

Сын ярославского крестьянина, Ф.Г. Солнцев провёл детство в деревне. 14-летним он приехал в Петербург к отцу, служившему тогда кассиром императорских театров. За недюжинные способности юношу приняли в Академию художеств. Отмеченный и обласканный Олениным, Солнцев стал бывать в доме своего начальника, познакомился там с А.С. Пушкиным, И.А. Крыловым, В.А. Жуковским, К.П. Брюлловым.

Присматриваясь к молодому художнику, Оленин поручил Солнцеву зарисовку «рязанских древностей» - золотых и серебряных украшений, случайно обнаруженных в 1822 году двумя крестьянами близ Старой Рязани. Полученный результат превзошёл все ожидания, и в 1830 году рекомендованного Олениным Солнцева по высочайшему повелению направили в специальную экспедицию по древним русским городам и монастырям «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяния, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих истории».

Оружейная палата и соборы Московского Кремля, Владимир, Юрьев-Польский, новгородский Софийский собор, Ярославль, Торжок, Псков, Печоры, Киев, Рязань, Суздаль, Новый Иерусалим - таков далеко не полный перечень мест, где работал художник.

«Только благодаря ему сохранились многие важные исторические предметы если не в подлинниках, теперь уже утраченных, то, по крайней мере, в верных копиях». Эта оценка деятельности Солнцева была дана ещё в конце XIX века.

К сожалению, Оленину, так много сделавшему для того, чтобы собрать воедино и опубликовать рисунки Солнцева, осуществления этой своей мечты увидеть не удалось: 17 апреля 1843 года он умер.

Однако уже через год, 27 апреля 1844 года, по распоряжению Николая I был создан специальный комитет для издания «Древностей Российского государства». Его председателем стал археолог, историк и меценат, глава Московского общества истории и древностей российских граф СТ. Строганов. В комитет вошли также историк И.М. Снегирёв, писатель, драматург, директор московских театров и Оружейного палаты М.Н. Загоскин, литератор А.Ф. Вельтман, с 1842 года занимавший пост помощника директора Оружейной палаты.

Комитет взял на себя подготовку научного и справочного аппарата. Солнцев готовил главное — рисунки для воспроизведения. Император, покровительствовавший проекту, выделил 100 тысяч рублей золотом.

Работа над изданием протекала не всегда гладко. Так, готовя первый выпуск, редакторы «забыли» указать имя художника, и лишь «высочайшее» замечание изменило ситуацию.

Первый том «Древностей» увидел свет в 1849 году. Последний - шестой - в 1853-м. На каждый том рисунков приходился дополнительный том с пояснениями. «Теперь это издание, т. е. полные его экземпляры, составляют большую редкость», - писал сам Солнцев через 30 лет после выхода первого тома. Эти годы прошли для художника на редкость плодотворно. Он много работал: оформлял Исаакиевский собор, с 1858 года до самой смерти являлся попечителем Общества крестьян-художников.

Ф.Г. Солнцев умер 3 марта 1892 года. И главный памятник ему — шесть монументальных томов «Древностей Российского государства», включающих свыше 700 цветных хромолитографий с рисунков Солнцева, что составляет менее одной десятой части от всех зарисовок, исполненных Фёдором Григорьевичем.

О значении труда Солнцева лучше всех сказал В.В. Стасов: «Для художественного познания Древней Руси рисунки Солнцева, появившиеся в «Древностях Российского государства», имеют такое же громадное значение, как для научного - «История Государства Российского» Карамзина. Оба издания явились у нас настоящим откровением».

СОЛНЦЕВ Фёдор Григорьевич (27 апреля 1801 г., Ярославская губерния - 15 марта 1892 г. (90 лет), Санкт-Петербург)


Фёдор Григо́рьевич Со́лнцев — художник, архитектор и историк, академик и профессор Императорской Академии художеств, специалист по художественной археологии, руководитель издания «Древности Российского государства». Заведовал художественным оформлением Большого Кремлёвского дворца.

Родился 14 (26) апреля 1801 года в селе Верхне-Никульское недалеко от Рыбинска (ныне Веретейское сельское поселение, Некоузского района Ярославской области), в семье крепостных крестьян, в имении графа А.И. Мусина-Пушкина. Отец — Григорий Кондратьевич Солнцев, мать — Елизавета Фроловна. Всего у них было 4 сына и 1 дочь. Младший брат Фёдора — Егор (1818—1865 гг.), также стал известным художником. Граф обнаружил одарённость Фёдора и освободил семью Солнцевых от крепостной зависимости, что позволило Григорию Кондратьевичу в 1815 году отдать сына в Академию художеств. Первые полтора года обучался в гипсовом и натурном классе; 29 марта 1819 года было решено «сообразно с мерою надобности в каждой отрасли художеств из 44 учеников теперешнего третьего возраста определить 18 учеников, а именно Александра Нотбека, Алексея Маркова, <…>, Фёдора Солнцева <…> в живописный класс, не разделяя оного впредь до усмотрения на исторический, портретный и другие классы». В феврале 1824 года выпускникам были предложены две программы: «Приам просит тело Гектора и Ахиллеса» и «Шашечная игра». Выполнив два эскиза, Солнцев сделал ещё один — портрет «Крестьянское семейство»; Совет академии предложил ему писать конкурсную картину по своему выбору. Солнцев выбрал сюжет «Крестьянское семейство перед обедом», которое начал писать под руководством профессоров А.Г. Варнека и С.С. Щукина. И, хотя по настоянию Варнека, готовая картина не получила большую золотую медаль, а только малую, она обратила на себя внимание. Солнцев получил звание художника 14 класса и был оставлен пансионером для дальнейшего усовершенствования.

В 1827 году за акварель «Воздадите кесарево кесарю, а Божия Богови» («Спаситель и фарисеи») — большую золотую медаль. В том же году поступил «на место учителя живописи»; при этом выполнял небольшие частные заказы.

В 1830 году по высочайшему повелению и поручению члена Государственного совета Алексея Оленина направлен в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За всё время он нарисовал более 3 000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д. Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания «Древности Российского государства», задуманного Олениным и осуществлённого после его смерти императором Николаем I тиражом 600 экземпляров.

В 1836 году за картину «Встреча великого князя Святослава с Иоанном Цимисхием» Фёдор Солнцев удостоен звания академика. Помимо этого, Солнцев принимал участие в росписи и реставрации многих храмов. В 1836—1849 годах вместе с архитектором Петром Герасимовым восстановил Теремной дворец в Московском Кремле. В 1876 году в честь 50-летия его деятельности возведён в звание профессора.

В 1843 году выполнил рисунок антиминса для Синодальной типографии, с которой с этого времени сотрудничал до своей смерти. Последние 10 лет жизни он оформлял книги православного издательства Игнатия Тузова.

Умер 3 (15) марта 1892 года. Похоронен на Литераторских мостках. Мемориальная комната художника-археолога Фёдора Солнцева находится в Борке (Ярославская область).