Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Яйцо пасхальное

Яйцо пасхальное

«Нет в наличии»

Яйцо пасхальное «Христос Воскресе». Санкт-Петербург, Императорский стекольный завод (ИСЗ). Конец XIX века. Двухслойное стекло, металл.

Пасхальное яйцо находится в полной сохранности, подлинность произведения сомнений не вызывает. Этот мемориальный памятник относится к уникальным экземплярам русского художественного стекла, обладает историко-культурной, музейной и антикварной ценностью.

Немного истории...

Яйцо как символ возрождения жизни, как символ искупительной жертвы восходит к раннему христианству. В Европе обычай освещения крашеных яиц в церкви к Светлому празднику Пасхи Господней рождается в конце XVI века, а в России появляется при Петре I. Но уже в период царствования Алексея Михайловича Романова (1645 — 1676) складывается обычай «жалования» пасхальными яйцами, изготовленными из самых разных материалов. Гусиные, куриные и деревянные точёные яйца украшались росписью по золоту узорами или травами («а в травах птицы и звери и люди»). В XIX веке пасхальные яйца изготавливались из самых разных материалов, как натуральных (куриные, гусиные, утиные, лебединые, яиц индюшачьи, голубиные), так и искусственных. Появляются точёные, резные расписные яйца из дерева, кости, воска, поделочного и драгоценного камня и металла, а также шитые из шёлка, бархата, парчи, тесьмы, бисера. Встречаются экземпляры из папье-маше с лаковой росписью, картона, инкрустированного соломкой, и съедобные - из теста, сахара, карамели и шоколада.

Традиция изготовления фарфорового яйца как ритуального символа рождается в XVIII веке. Первое фарфоровое яйцо появилось в 1749 году на Петербургской Порцелиновой казённой мануфактуре (основанной в 1743 году, с 1760 года - ИФЗ). Во время царствования императрицы Екатерины (1729 - 1762 - 1796) фарфоровые яйца в качестве подарков постоянно производятся на Императорском фарфоровом заводе. В XIX веке, при императоре Николае I (1796 - 1825 - 1855), фарфоровые пасхальные яйца превращаются в произведения искусства. Они становятся более крупными и украшаются миниатюрными копиями известных живописных полотен из коллекции императорского Эрмитажа. Существуют сведения, что презентация фарфоровых яиц устраивалась не только ко дню Пасхи, но и к свадебным торжествам, к рождению и тезоименитству членов императорской фамилии. Нередко выбирались сюжеты. которые несли своего рода послания от дарителя, иногда зашифрованные ассоциативные, иногда совершенно явные.

Вслед за фарфоровыми в пасхальный арсенал включаются яйца стеклянные. Их со второй половины XVIII столетия производят на заводе Потёмкина, затем на Императорском стеклянном заводе (с 1794 - 1917 гг.). С 1777 года князь Г. Потёмкин владеет бывшим Петербургским казённым стекольным заводом (основанным в 1735 году), отданным ему императрицей Екатериной в вечное и потомственное владение. После его смерти в 1794 году Потёмкинский завод стал именоваться Императорским стеклянным заводом, Пасхальные яйца производились методом выдувания (пустотелые) и литья (цельные) из бесцветной и цветной, прозрачной и глушёной стеклянной материи. Декорировались они росписью мелко растёртыми силикатными красками, густыми эмалями, цветными пастами, разноцветными стеклянными каплями (кабошонами), гравировкой и золочением. Во второй половине XIX века пасхальные стеклянные яйца производятся уже на многих частных предприятиях.