Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Шкатулка в виде пасхального яйца, выполненная в стиле русского модерна. Фабрика П.А. Овчинникова. 1892 год. Клейма: в овальном щитке изображение двуглавого орла, в прямоуольных щитках - клеймо-именник «ПО» одной из лучших, известнейших и ведущих ювелирных фирм Москвы - фабрики Овчинникова П.А., годовое клеймо пробирного мастера с инициалами «А.А.» и датой «1892» (Арцибашев Анатолий Апполлонович, раб. 1891-1896 гг.), 84 проба серебра, городской герб Москвы в виде Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем змея.
Серебро 84 проба, литьё, позолота (внутри), скань, полихромная эмаль, канфарение, оксидирование.
Размер: общая высота - 13 см., диаметр - 9,5 см.
Литература: «Русское серебро. Конец XIX - начало ХХ вв. Гид-каталог.», - Издательство: OOO «АртЭго». СПб., 2010. 324 с. С. 241
Шкатулка оригинально выполнена в виде достаточно крупного пасхального яйца, внутри золоченая, разнимающаяся по центру на две половины, украшенных гладким и сканным орнаментом, заполненным разноцветными эмалями. Эмаль сине-фиолетовых и салатово-зелёных цветов, внутри золоченая.
Шкатулка, является редким образцом дорогих, каталожных (или заказных), штучных русских ювелирных изделий в художественной манере раннего русского модерна. Флоральные мотивы (длинные листья и цветы водяной кувшинки), выполненные в технике рельефного литья и сканного декора с полихромной эмалью (эмаль по скани) густо покрывают внешнюю поверхность предмета, образуя очень красивый и визуально прихотливый декор. Совершенно очевидно, что шкатулка в форме пасхального яйца относиться сегодня к очень редким и подлинным эскизным произведениям ювелирного искусства, т. е. выполненных по предварительному эскизу (рисунку или проекту) профессионального художника.
По своим художественно-стилистическим признакам, технике изготовления в материале и на основании расшифровке имеющихся клейм данная шкатулка-яйцо датируется 1892 годом и относиться к эксклюзивным, высокой стоимости изделиям фирмы Овчинниковых в Москве. Изделие выполнено в тот период деятельности фабрики, когда после смерти её основателя Павла Акимовича Овчинникова (1830-1888) дела фабрики перешли в руки его наследников-сыновей (Михаила, Александра, Павла и Николая), успешно сохранявших высокий статус фабриках одного из лучших российских ювелирных предприятий до 1917 ода и использовавших старое фабричное клеймо-именник своего отца. Для фабрики золотых и серебряных изделий П.А. Овчинникова, как и для его наследников фирменным почерком в создании самых разных изделий было использование в декоре полихромной эмали оригинального рисунка, стилистике «русского стиля» и великолепное качество технического исполнения. Основатель фирмы П.А. Овчинников имел почетное звание Поставщика Двора ЕИВ. Продукция фабрики экспонировалась на всех крупных всероссийских и зарубежных выставках, получая многочисленные золотые и серебряные награды за высокий художественно-технический уровень изготовления ювелирных изделий, за постоянное художественное обновление декоративной составляющей во внешнем виде ювелирных предметов и т. д. В конце 1880-х – начала 1890-х гг. на предприятии Овчинниковых в Москве создавалось особенно много ювелирных изделий с эмалями, чаще всего использовалась техника эмали по скани, соотносящаяся в сознании современников с древнерусским искусством допетровской эпохи.
Рассматриваемое изделие фабрики Овчинниковых также выполнено на высоком художественно-техническом и ювелирном уровне и представляет из себя модный и чрезвычайно стильный функциональный и одновременно декоративный предмет, который часто использовали для престижных подарочных целей и который бытовал в состоятельных и богатых семьях русских промышленников, купцов и столичной аристократии. Шкатулка-яйцо имеет прекрасную сохранность с сохранением внутренней позолоты.
Изготовленная в яркой художественной манере раннего русского модерна, она имеет статус предмета декоративно-прикладного искусства. По времени своего изготовления относиться к предметам русского антиквариата и представляет художественное, историко-культурное и музейное значение.