Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Игорь Северянин «За струнной изгородью лиры». Стихи. С посвящением К.М. Фофанова и с послесловием В.В. Уварова-Надина. Санкт-Петербург, 1909 год. 16 с. 100 экз. Размер: 21,1х13,4. В обл., корешок с потёртостями. Сборник издан без титула. Хорошая сохранность.
На первой обложке автограф синим карандашом: «Евгению – «Паяц».
У А. Тарасенкова и у Л. Турчинского опечатка – указано только 13 стр.
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев)
Игорь Северянин (1887-1941) - один из выдающихся русских
поэтов «Серебряного века». Родился в Петербурге в семье капитана
железнодорожного батальона Василия Петровича и дочери предводителя дворянства
Натальи Степановны Лопыревых. Детство будущего поэта проходило в Петербурге до
тех пор, пока родители не расстались. После распада семьи Игорь жил у дяди в
имении «Владимировка» под Череповцом нынешней Вологодской области, где сейчас и
находится музей Игоря-Северянина (именно так, через дефис, он сам подписывал
свои произведения).
В 1904 году, окончив 4 класса реального училища г. Череповца,
Игорь Северянин уехал на Дальний Восток к отцу, в Манчжурию. Затем, в
преддверии Русско-японской войны, он вернулся к матери в Петербург.
Публиковать свои произведения Игорь Северянин начал в 1904 году.
Первыми опубликованными стихотворениями стали: «Гибель „Рюрика“, «Подвиг
„Новика“, «К предстоящему выходу Порт-Артурской эскадры». Поэт позиционировал
себя как последователя «чистой лирики», вместе с тем вносил новшества в поэзию,
создал несколько новых в русском языке словообразований.
В 1911 году Игорь-Северянин объединился с поэтами,
выпускавшими газету «Петербургский глашатай» для того, чтобы основать новое
русское литературное течение эгофутуризм. Характерными чертами этого течения
были показное себялюбие, большое использование иностранных слов,
культивирование ощущений. В это же время И. Северянин написал, издал и
самостоятельно распространил брошюру под названием «Пролог (Эгофутуризм)».
Меньше, чем через год из этой группы писатель вышел, объяснив это тем, что
задача, которую он задумал, выполнена.
«Громокипящий кубок» - первый большой сборник стихов
Игоря-Северянина, который вышел в 1913 году в издательстве «Гриф» и принес
автору известность. Произведения Северянина носят в основном декадентский
характер, язык вызывающе вычурный, нарочитый, граничащий с безвкусием. Автор
вводит новые размеры, получая при этом не применявшиеся раннее стихотворные
формы: квадрат квадратов, гирлянда, дизель.
В 1912 году в Петербурге, а затем и в Москве, в обществе
свободной эстетики, собираемом Валерием Брюсовым, состоялся дебют перед
публикой И. Северянина. В следующем году поэт отправился в турне по городам юга
России, и в течение 5 лет принял участие в 135 концертах со своими
произведениями.
В январе 1918 года И. Северянин переезжает жить в поселок
Тойла в Эстонии с гражданской женой Марией, а также матерью, няней, бывшей
гражданской женой и дочерью Валерией. Многочисленное семейство снимало полдома
у местного плотника.
Через месяц поэт поехал в Москву для участия в «выборах
короля поэтов», где его соперником в финале был Маяковский. Публика выбрала
победителем Северянина. По результатам выборов издали альманах, на обложке
которого напечатали фото триумфатора.
Февральская революция нашла отражение в произведениях творца
в стихах «Моему народу», «Гимн Российской республике».
После оккупации Германией Эстонии поэт попал в фильтрационный
лагерь в Таллине. Так началась его вынужденная эмиграция, после которой он уже
никогда не возвращался в Россию.
За все время жизни в Эстонии И. Северянин дает около 4
десятков концертов, вместе с Маяковским и А. Толстым выступал в Берлине в 1922
году.
В 1921 году Северянин расстался с гражданской женой и
венчался с дочерью домовладельца Фелиссой, которая поменяла ради мужа
лютеранство на православие. У пары родился сын Вакх. Считается, что жена стала
музой поэта, поэтому его творчество не угасло в эмиграции, а стих приобрел
классическую простоту. Об этом свидетельствуют повествования четырех
автобиографических романов: «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина»
«Колокола собора чувств», «Рояль Леандра». Созданы сборники стихов: «Миррэлия»,
«Вервэна», «Менестрель», «Соловей», «Классические розы», утопия «Солнечный
дикарь».
Игорь-Северянин является первым крупным переводчиком поэзии с
эстонского на русский язык. Также сохранились его переводы с французского,
польского, румынского, болгарского, литовского языков.
Любопытно исследование «Теория версификации. Стилистика
поэтики», и такой труд-воспоминание как «Мое о Маяковском».
В годы эмиграции поэт много гастролирует по Европе, в 1931
году он дважды выступает в Париже. На одном из выступлений присутствовала
Марина Цветаева, которая отозвалась о творческом вечере Северянина как о
«единственной радости за долгие месяцы».
В творчестве Игоря Северянина особая ниша отведена женщинам.
Поэзия последнего периода стала лиричной, напевной и без вычурности. Некоторые
стихи позже были положены на музыку А. Вертинским, С. Рахманиновым и другими
композиторами.
Скончался поэт в Таллине от сердечного приступа, там же и был
похоронен. В настоящее время стихи Северянина переведены и читаемы почти во
всех странах мира.