Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Икона «Богоматерь Владимирская». Россия, третья четверть XVI века. Аналой. Дерево, левкас, темпера, золочение.
Икона «Богоматерь Владимирская» имеет среднерусское происхождение - скорее всего, московское. При небольшом размере она отличается подлинной монументальностью и в то же время эмоциональной наполненностью образа. Икона обладает несомненной коллекционной и музейной ценностью.
Оборотная сторона: доска цельная, липовая, со следами обработки скобелем. Одна врезная правосторонняя шпонка утрачена. Над пазом шпонки левее центра сквозная трещина до верхнего торца, вверху залита столярным клеем. У торцов мелкие сколы древесины. Оборот был тонирован в коричневый цвет, тонировка счищена. Торцы залевкашены и окрашены, как и обрезы, в коричневый цвет. На обрезах многочисленные отверстия от проволочных гвоздей.
Лицевая сторона: доска с двойным ковчегом, внутренний ковчег глубокий. Богоматерь показана по пояс, на правой руке держит Младенца Христа, который прижимается щечкой к Ее щеке, обнимая Мать за шею. Правая ручка Христа простерта, правая ножка вытянута. Широкая левая ступня обращена к зрителю (молящемуся), имеет характерную веерообразную форму. Кисть левой руки Богоматери приподнята в указующем жесте, указательный перст отведен от среднего, большие персты на обеих руках короткие, утолщенные. Пресвятая Дева облачена в коричневый мафорий с охристой каймой, синяя риза имеет охристую прошву. Власы Девы Марии скрыты синим чепцом-повоем. Младенец Христос одет в охристый хитон с синими поясом и перевязью. Складки мафория обозначены черными описями, складки хитона — оливковыми и красно-коричневыми описями с инокопью (листовым золочением). Лики широкоовальные, относительно крупные, написаны по коричневому санкирю теплого оттенка. Вохрение плотное, зеленовато-желтое, без подрумянки. Глаза удлиненно-миндалевидной формы. Нос Богоматери тонкий, слегка изогнутый, с нависающим кончиком. Власы Младенца разделаны завитками по коричневому фону. Нимбы неширокие, обозначены двойной графьей и прочеканенными углублениями — «жемчужником». Золочение нимбов, фона и полей сохранилось в мелких фрагментах, было нанесено по красно-коричневой прокраске.
Сохранность: в целом хорошая. Узкая вертикальная реставрационная вставка по сквозной трещине, которая проходит по краю щеки Богоматери, не затрагивая ухо. Прописи на правой (левой от зрителя) щеке, на санкирных (теневых) участках, на обращенной вверх стороне лика Младенца. Потертости красочного слоя и золочения. Почти полная утрата позолоты на нимбах, фоне и полях. Прокраска под золочение и само золочение относятся к ХIХ в. На полях старые левкасные вставки. Развитый естественный кракелюр.
Иконография: Богоматерь Владимирская — один из наиболее распространенных на Руси образов Богоматери, относящийся к типу «Умиление». Чудотворная византийская икона, принесенная князем Андреем Боголюбским из Вышгорода под Киевом во Владимир, датируется ХII в. Согласно «Сказанию об иконе Владимирской Богоматери» («Повесть на стретение чудотворного образа...»), икона даровала Андрею Боголюбскому победу над волжскими болгарами и спасла в 1395 году Москву от нашествия Тамерлана (Тимур-Аксака). В конце ХIV — начале ХV в. с нее сделали две копии-списка для московского и владимирского Успенских соборов. Эти копии отличаются от оригинала иным положением рук Богоматери: на чудотворной иконе Ее левая рука высоко подтнята, на копиях кисти рук находятся почти на одном уровне. Существует убедительное предположение, что чудотворная икона к моменту исполнения копий была частично переписана, и левая рука Богоматери, стершаяся при постоянном целовании образа, на ней также располагалась на одном уровне с правой. При реставрации в 1514 году чудотворной Владимирской иконы ХII века находившейся в московском Успенском соборе (ныне в храме Николы в Толмачах при Гос. Третьяковской галерее), левую руку Богоматери восстановили в первоначальном положении, с перстами, касающимися рукава Христа.
Образ Богоматери Владимирской стал пользоваться особенно большим почитанием после его торжественного поновления в 1514 году, когда установили третий день празднования этому чудотворному образу — 21 мая (до того были установлены празднования 26 августа в благодарность за избавление от Темир-Аксака и 23 июня — избавление от хана Ахмата в 1480 году). Около 1520 года появился четвертый праздник, связанный с Владимирской иконой, 15 сентября, в память о возвращении во Владимир списка с чудотворного образа, поновленного в Москве. В ХVI веке было зафиксировано несколько чудес от иконы в московском Успенском соборе, а в 1550-1560-годах при участии московского митрополита Макария составлена новая повесть об иконе Богоматери Владимирской и ее чудесах. В 1567 году по повелению Ивана Грозного древняя чудотворная икона еще раз была поновлена митрополитом Афанасием, который незадолго до этого оставил митрополичью кафедру и удалился в кремлевский Чудов монастырь. После поновления образ снова украсили «златом и камением многим». Очевидно, по инициативе царя списки с образа Богоматери Владимирской появились в ряде русских монастырей и храмов — в Новгороде, Пскове, Вологде, Суздале, Ростове Великом, Ярославле. Тогда же в большом количестве стали делать списки маленького размера — семейные святыни. Именно к таким спискам относится данная икона.