Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Каплан Анатолий Львович. Автолитографии по мотивам повести Шолом-Алейхема «Заколдованный портной». Выполнено в графических мастерских ленинградского отделения художественного фонда СССР. Отпечатано ручным способом с оригинальных камней. На каждом листе под изображением авторская подпись. Редактор Е.Б. Гудкина. Печатники Б.И. Володин, А.С. Иванов, Ю.Д. Матюхин. В папке 26 листов. Тираж 500 экз. М-05965 20/1. 1958 год. Заказ 229. Размер листа: 60х45 см.
КАПЛАН Анатолий Львович (Танхум Левикович)
Анатолий Львович Каплан (1902 г., Рогачев Могилевской
губернии — 1980 г., Ленинград) - график, живописец, керамист, скульптор.
Родился в семье мясника, имел пять братьев и сестер. В 1922 году переехал из
Рогачева в Петроград и поступил на живописный факультет ВХУТЕМАСа (с 1923 —
ВХУТЕИНа). Среди его учителей были А.А. Рылов, К.С. Петров-Водкин, Н.Э. Радлов.
В 1927 году окончил курс обучения. В начале творческого пути пробовал свои силы
в различных видах искусства: промышленной графике, книжной иллюстрации.
Регулярно ездил в Рогачев, где была создана большая часть рисунков конца 1920-х
— 1930-х годов.
Во второй половине 1930-х годов под руководством Г.С. Верейского осваивал
технику литографии в экспериментальной мастерской ЛОССХа. По заказу Музея
этнографии выполнил несколько сюжетных композиций, посвященных Биробиджану. В
1937–1940 годах создал свой первый цикл литографий «Касриловка». С 1939 года
участвовал в коллективных выставках. В 1940-х годах работал над обширным циклом
«Пейзажи Ленинграда», который был начат в 1944 и закончен в середине 1950-х
годах.
После войны занимал должность главного художника Ленинградского завода
художественного стекла (1948–1950). В 1950-х — 1960-х годах создал несколько
станковых иллюстрационных циклов по мотивам классической еврейской литературы,
в основном по рассказам Шолом-Алейхема «Заколдованный портной» (1953–1963),
«Тевье-молочник» (1957–1961), «Песнь песней» (1960–1961), «Стемпеню»
(1963–1967), «Ножик» (1966), Менделе Мойхер-Сфорима «Фишка Хромой» (1966–1969,
1972). Много занимался также непосредственно книжной графикой, иллюстрировал
книги Шолом-Алейхема «Рассказы для детей» (1965–1970), И.-Л. Переца «Рассказы»
(1967–1969), И. Бобровского «Мельница Левина» (1975), Г. Лессинга «Натан
Мудрый» (1977) и другие.
На рубеже 1950-х — 1960-х годов наряду с сериями, построенными на
литературной основе, разрабатывал так называемые «фольклорные циклы». В
1958–1960 выполнил в техниках темперы и гуаши серию «Еврейские песни», в 1962
создал одноименный цикл в литографии. В середине 1960-х выполнил серию «Былое»,
тогда же обратился к технике пастели, керамике. Ведущее место в искусстве
Каплана последнего десятилетия его жизни занимала гравюра сухой иглой, в
которой выполнен цикл работ «Воспоминания о Рогачеве» (1973–1979).
В 1961 году в галерее «Гросвенор» в Лондоне состоялась первая персональная
выставка художника. За ней последовал ряд выставок в частных галереях и музеях
Европы, в частности в городском музее Тель-Авива (1962) и Музее изобразительных
искусств в Лейпциге (1967).
В 1966 году принял участие в биеннале искусств в Венеции.
Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1995 и 2007 в
Государственном Русском музее, в 2007 — в Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С.
Пушкина.
Каплан прибегал к самым различным техникам печатной и оригинальной графики,
литографии, цветному офорту, сухой игле, графитному карандашу, туши, пастели,
гуаши и так далее. Однако наибольших успехов художник добился в области
литографии, являясь одним из ведущих мастеров этого вида искусства в 1960-х —
1970-х. В основе его стиля — выразительного, узнаваемого — лежало традиционное
еврейское искусство, он часто варьировал одни и те же мотивы и образы,
неоднократно возвращался к детским воспоминаниям, вдохновляясь еврейской
культурой во всем ее многообразии. Ярко проявил себя в области керамики, где
особенно интересны эксперименты с цветом.
Произведения Каплана находятся во многих музейных собраниях по всему миру,
в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской
галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном Эрмитаже, Музее современного
искусства в Нью-Йорке, Национальной галерее в Вашингтоне, Музеях Ватикана в
Риме, Стеделейк Музее в Амстердаме, Музее Людвига в Кельне, Музее Виктории и
Альберта в Лондоне.