Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Каплан А.Л. Автолитографии

Каплан А.Л. Автолитографии

«Нет в наличии»

Каплан Анатолий Львович. Автолитографии по мотивам повести Шолом-Алейхема «Заколдованный портной». Выполнено в графических мастерских ленинградского отделения художественного фонда СССР. Отпечатано ручным способом с оригинальных камней. На каждом листе под изображением авторская подпись. Редактор Е.Б. Гудкина. Печатники Б.И. Володин, А.С. Иванов, Ю.Д. Матюхин. В папке 26 листов. Тираж 500 экз. М-05965 20/1. 1958 год. Заказ 229. Размер листа: 60х45 см.

КАПЛАН Анатолий Львович (Танхум Левикович)


Анатолий Львович Каплан (1902 г., Рогачев Могилевской губернии — 1980 г., Ленинград) - график, живописец, керамист, скульптор. Родился в семье мясника, имел пять братьев и сестер. В 1922 году переехал из Рогачева в Петроград и поступил на живописный факультет ВХУТЕМАСа (с 1923 — ВХУТЕИНа). Среди его учителей были А.А. Рылов, К.С. Петров-Водкин, Н.Э. Радлов. В 1927 году окончил курс обучения. В начале творческого пути пробовал свои силы в различных видах искусства: промышленной графике, книжной иллюстрации. Регулярно ездил в Рогачев, где была создана большая часть рисунков конца 1920-х — 1930-х годов.

Во второй половине 1930-х годов под руководством Г.С. Верейского осваивал технику литографии в экспериментальной мастерской ЛОССХа. По заказу Музея этнографии выполнил несколько сюжетных композиций, посвященных Биробиджану. В 1937–1940 годах создал свой первый цикл литографий «Касриловка». С 1939 года участвовал в коллективных выставках. В 1940-х годах работал над обширным циклом «Пейзажи Ленинграда», который был начат в 1944 и закончен в середине 1950-х годах.

После войны занимал должность главного художника Ленинградского завода художественного стекла (1948–1950). В 1950-х — 1960-х годах создал несколько станковых иллюстрационных циклов по мотивам классической еврейской литературы, в основном по рассказам Шолом-Алейхема «Заколдованный портной» (1953–1963), «Тевье-молочник» (1957–1961), «Песнь песней» (1960–1961), «Стемпеню» (1963–1967), «Ножик» (1966), Менделе Мойхер-Сфорима «Фишка Хромой» (1966–1969, 1972). Много занимался также непосредственно книжной графикой, иллюстрировал книги Шолом-Алейхема «Рассказы для детей» (1965–1970), И.-Л. Переца «Рассказы» (1967–1969), И. Бобровского «Мельница Левина» (1975), Г. Лессинга «Натан Мудрый» (1977) и другие.

На рубеже 1950-х — 1960-х годов наряду с сериями, построенными на литературной основе, разрабатывал так называемые «фольклорные циклы». В 1958–1960 выполнил в техниках темперы и гуаши серию «Еврейские песни», в 1962 создал одноименный цикл в литографии. В середине 1960-х выполнил серию «Былое», тогда же обратился к технике пастели, керамике. Ведущее место в искусстве Каплана последнего десятилетия его жизни занимала гравюра сухой иглой, в которой выполнен цикл работ «Воспоминания о Рогачеве» (1973–1979).

В 1961 году в галерее «Гросвенор» в Лондоне состоялась первая персональная выставка художника. За ней последовал ряд выставок в частных галереях и музеях Европы, в частности в городском музее Тель-Авива (1962) и Музее изобразительных искусств в Лейпциге (1967).

В 1966 году принял участие в биеннале искусств в Венеции.

Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1995 и 2007 в Государственном Русском музее, в 2007 — в Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Каплан прибегал к самым различным техникам печатной и оригинальной графики, литографии, цветному офорту, сухой игле, графитному карандашу, туши, пастели, гуаши и так далее. Однако наибольших успехов художник добился в области литографии, являясь одним из ведущих мастеров этого вида искусства в 1960-х — 1970-х. В основе его стиля — выразительного, узнаваемого — лежало традиционное еврейское искусство, он часто варьировал одни и те же мотивы и образы, неоднократно возвращался к детским воспоминаниям, вдохновляясь еврейской культурой во всем ее многообразии. Ярко проявил себя в области керамики, где особенно интересны эксперименты с цветом.

Произведения Каплана находятся во многих музейных собраниях по всему миру, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном Эрмитаже, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Национальной галерее в Вашингтоне, Музеях Ватикана в Риме, Стеделейк Музее в Амстердаме, Музее Людвига в Кельне, Музее Виктории и Альберта в Лондоне.