Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Клодт М.К. «Берег моря в Нормандии»

Клодт М.К. «Берег моря в Нормандии»

«Нет в наличии»

Клодт, барон фон Юнгенсбург, Михаил Константинович (1832-1902) «Берег моря в Нормандии». 1859 год. Холст, масло. Размер: 51х75,5 см.

Картина опубликована в книге: «Михаил Клодт». Автор: Роньшин Валерий Михайлович. Серия: Мастера живописи. Издательство: Белый город, 2008 г., 5 с.

Подпись латиницей «М: Clodt I» нанесена черенком кисти по непросохшему красочному слою. Нанесена поверх подписи на кириллице «М. Кл...», что указывает на то, что художник дорабатывал живописную композицию спустя некоторое время. По начертанию подпись на латинице и дата, также нанесенная черенком кисти, соответствуют образцам автографа академика пейзажной живописи Михаила Константиновича Клодта (1832-1902) раннего периода творчества (с римской цифрой «I», использовавшейся для отличия работ М.К. Клодта и М.П. Клодта, обучавшихся в одно время в Академии художеств). Подпись и дата имеют общие признаки естественного старения с авторским красочным слоем и по совокупности признаков не вызывают сомнений в подлинности. Несколько автографов на одной живописной композиции были отмечены и в ранее исследованных эталонных произведениях М.К. Клодта.

На обороте холста авторская надпись: «Нормандія // писал Баронъ // Михаилъ Клодтъ I // 1859 года. // Парижъ.», соответствует надписям на других работах художника.

Там же штамп производителя художественных материалов Анжа Оттоза с указанием адреса магазина в Париже в 1827-1868 годах: «Rue de la Michodier № 2 // ANGE OTTOZ // [...] // PARIS // [...]».

Состояние живописных материалов (холста, грунта, красочных паст), приемы построения красочного слоя не противоречат обозначенной в подписи дате 1859 год.

Стилистические особенности произведения - формат полотна, композиционное построение и колорит, в том числе во включении мелких красных мазков на первом плане, близки пейзажам М.К. Клодта раннего периода (пример 1: «Вид на о. Валааме», 1855; холст, масло; 62х79; Научно- исследовательский музей при Российской академии художеств; пример 2: «Швейцарский вид», 1859; холст, масло; 77,5х64,8; Рыбинский музей-заповедник; пример 3: «Скалистый берег», 1859, 60x106,5; частное собрание). Приемы живописно-пластического решения трактовка неба и волн у берега, дальнего плана, моделировка мелкого каменистого побережья, валунов и стаффажа характерны для М.К. Клодта.

Светотеневая картина не противоречит ранее исследованным эталонным произведениям художника - аналогии отмечены в построении неба, валунов и каменистого побережья.

В 1858 году студент Академии художеств М.К. Клодт, получив золотую медаль первой степени, отправился в пенсионерскую поездку в Европу, жил в Швейцарии и Северной Франции, работая над пейзажем с натуры. В одном из отчетов в Академию художеств он писал: «По отъезде моем за границу и по сие время я большей частью занимался прибрежными видами для того, чтобы более изучить воду и воздух, в чем я чувствую себя гораздо слабее».

На Академической выставке 1859-1860 годов экспонировалась картина М.К. Клодта «Вид в Нормандии» с примечанием: «Баронъ Мих. Клодть 1-й образовался в Академіи и получил 1 золотую медаль за картину «Видь въ имѣніи Зегевольдъ близъ Риги» 1858 г. Нынѣ онъ находится во Франціи». Соответствие изобразительного мотива и надписи на обороте картины сведениям в каталоге выставки позволяет предположить, что именно исследуемая работа была представлена в Академии художеств. Этот пейзаж отличается тщательностью исполнения и дополняет творческое наследие художника раннего периода.

Картина «Вид в Нормандии» как редкий образец раннего периода творчества М.К. Клодта имеет несомненное музейное значение.

Биографическая справка

Барон Клодт фон Юргенсбург Михаил Константинович (1832-1902) живописец, академик, профессор пейзажной живописи. Родился в имении Зегевольд, Курляндской губернии. Первоначальное образование получил в Институте корпуса горных инженеров, где учился рисованию у И.Ф. Хруцкого. В 1851-1858 обучался в Императорской Академии художеств (у профессора М.Н. Воробьёва), по окончании получил звание художника 1-ой степени. В 1858-1860 находился в пенсионерской поездке, посетил Германию, Швейцарию и Францию. По возвращении в Россию отправился в путешествие по центральным и западным губерниям. В 1862 получил звание академика живописи, а в 1864 - профессора. С 1870 - член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (с 1871 по 1879 экспонировал произведения на выставках ТПХВ). С 1871 по 1896 преподавал в Академии художеств, заведуя пейзажным классом. Постоянный участник Академических выставок (1854-1873, с перерывами). Экспонировал работы на выставках в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1878), Антверпене (1885). Произведения представлены в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) и Государственном Русском музее (ГРМ), а также в частных собраниях.