Корнеев Е.М. «Нерчинский базар»
«Нет в наличии»
Корнеев (Карнеев) Емельян Михайлович «Нерчинский базар». Российская Империя, 1812-1813 годы. Рисовал Е.М. Корнеев, гравировали Г. Адам, И. Гроз. Офорт, акватинта, раскраска акварелью от руки. Размер: 38,6х31,2 см. Издание графа Рехберга (Rechberg) – «Les peoples de la Russie»… («Народы России
или Описание нравов, обычаев и костюмов разных народов Российской Империи,
иллюстрированных цветными изображениями»). Т. 1-2. Paris, 1812 – 1813 гг.
Описано и воспроизведено в книге: Н.Н. Гончарова. Е.М.
Корнеев. Из истории русской графики начала XIX века. М., «Искусство», 1987 г.
Стр. 192, илл. 70. Д.А. Ровинский. «Подробный словарь русских граверов XVI -
XIX вв.» Спб., 1895 г. Т. II, стр. 549.
Как предмет декоративного украшения интерьера,
представленный офорт имеет
несомненное историческое и коллекционное значение, является памятником культуры
и может украсить музейную экспозицию.
Корнеев (Карнеев) Емельян Михайлович (1780 -1839)
Емельян Михайлович Корнеев происходил из мещан Хорольского
уезда Полтавской губ. С 1788 по 1800
г. - время его обучения в Петербургской Академии
художеств. В начале своего учения художник состоял в гравировальном классе, а
закончил Академию по классу исторического живописца Г.И. Угрюмова. За успехи в
обучении Е.М. Корнеев был оставлен при Академии пенсионером. И был в числе
четырех лучших награжденных первыми золотыми медалями, а также правом
отправиться в заграничную поездку для усовершенствования навыков писания.
Подобную возможность художник смог использовать только в 1805 г., так как в 1802 г. Корнеев входит в
экспедицию, снаряженную по личному приказу Александра I с целью объехать для
«военно-стратегического осмотра» Азиатскую и Европейскую Россию. Участниками
путешествия под руководством генерала от инфантерии Г.М. Спренгпортена стали
майор М.Ф. Ставицкий, А.Х. Бенкендорф, известный впоследствии как шеф
жандармов, и сам Корнеев. В те годы была распространена практика участия
художников в экспедициях. В том же 1802 г. для снятия видов с заводов и рудников в
Сибири по именному императорскому указу был послан художник В.П. Петров. 25
февраля 1802 г.
Корнеев отправляется «по России, Сибири и в чужие края для снятия видов и
костюмов разных народов». Восстановить путь участников помогают редкие
упоминания в различных источниках и сохранившиеся работы Е.М. Корнеева.
Тобольским видам уделено в литературе больше внимания, нежели другим. (Об
алтайских видах исследователи не упоминают). Но никто из обращавшихся к
наследию художника исследователей не подметил, что корнеевский Тобольск
представлен разными сезонами года. Как явствует из авторских надписей, одна
группа произведений относится ко времени прибытия из России («Пасхальный стол в
Тобольске» и др.), а вторая -к отъезду из Сибири («Ледяные горы на Иртыше при
Тобольске» и др.). Схема маршрута экспедиции начинается от Оренбурга, через
Соликамск («Солеварни в Соликамске») к Тобольску. От Тобольска, спускаясь по
Иртышу, через Барнаул, Бийск к Бухтарминской крепости, путь следования
путешественников ведет далее в Восточную Сибирь (Иркутск, Кяхта). При
возвращении в Тобольск («Вид кузницы на дороге из Иркутска в Тобольск»)
случаются остановки в Красноярске и Томске («Привал путешественников у Томских порогов»).
С завершением сибирского отрезка пути в Тобольске совпадает празднование
Рождества и отъезд на Ирбитскую ярмарку. На Алтае в ту пору было два
профессиональных художника, занимающихся съемкой местности, - В.П. Петров и
Е.М. Корнеев. Но опись Рерберга не упоминает имя Петрова. Из чего следует, что
выстроить маршрут экспедиции по приведенным названиям мест, а также с большей
долей вероятности атрибутировать листы, имеющие прямое отношение к алтайской
географии, приписать их Емельяну Корнееву, есть все основания. Тогда маршрут
следования экспедиции принимает следующую направленность: от Барнаула («Общий
вид города Барнаула»), Бийска («Бийская крепость на реке Бии» и др.) через
Колы-вань к Бухтарме («Вид крепости Бухтармы с южной стороны»). (Все приведенные
работы известны только по описи Рерберга). Графическая коллекция содержала и
другие работы, которые можно соотнести с творчеством Корнеева: «Вид города
Кузнецка», «Вид горы Юрской и Бийских порогов», «Вид серебряных копей
Шлангенберга в Змеиногорске», «Пещера в Бухтарме»...
Емельян Корнеев принадлежал к ведущим представителям видовой графики –
явления в искусстве конца 18- первой четверти 19 вв.