Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Корнеев Е.М. «Нерчинский базар»

Корнеев Е.М. «Нерчинский базар»

«Нет в наличии»

Корнеев (Карнеев) Емельян Михайлович «Нерчинский базар». Российская Империя, 1812-1813 годы. Рисовал Е.М. Корнеев, гравировали Г. Адам, И. Гроз. Офорт, акватинта, раскраска акварелью от руки. Размер: 38,6х31,2 см. Издание графа Рехберга (Rechberg) – «Les peoples de la Russie»… («Народы России или Описание нравов, обычаев и костюмов разных народов Российской Империи, иллюстрированных цветными изображениями»). Т. 1-2. Paris, 1812 – 1813 гг.

Описано и воспроизведено в книге: Н.Н. Гончарова. Е.М. Корнеев. Из истории русской графики начала XIX века. М., «Искусство», 1987 г. Стр. 192, илл. 70. Д.А. Ровинский. «Подробный словарь русских граверов XVI - XIX вв.» Спб., 1895 г. Т. II, стр. 549.

Как предмет декоративного украшения интерьера, представленный офорт имеет несомненное историческое и коллекционное значение, является памятником культуры и может украсить музейную экспозицию.

Корнеев (Карнеев) Емельян Михайлович (1780 -1839)

Емельян Михайлович Корнеев происходил из мещан Хорольского уезда Полтавской губ. С 1788 по 1800 г. - время его обучения в Петербургской Академии художеств. В начале своего учения художник состоял в гравировальном классе, а закончил Академию по классу исторического живописца Г.И. Угрюмова. За успехи в обучении Е.М. Корнеев был оставлен при Академии пенсионером. И был в числе четырех лучших награжденных первыми золотыми медалями, а также правом отправиться в заграничную поездку для усовершенствования навыков писания. Подобную возможность художник смог использовать только в 1805 г., так как в 1802 г. Корнеев входит в экспедицию, снаряженную по личному приказу Александра I с целью объехать для «военно-стратегического осмотра» Азиатскую и Европейскую Россию. Участниками путешествия под руководством генерала от инфантерии Г.М. Спренгпортена стали майор М.Ф. Ставицкий, А.Х. Бенкендорф, известный впоследствии как шеф жандармов, и сам Корнеев. В те годы была распространена практика участия художников в экспедициях. В том же 1802 г. для снятия видов с заводов и рудников в Сибири по именному императорскому указу был послан художник В.П. Петров. 25 февраля 1802 г. Корнеев отправляется «по России, Сибири и в чужие края для снятия видов и костюмов разных народов». Восстановить путь участников помогают редкие упоминания в различных источниках и сохранившиеся работы Е.М. Корнеева. Тобольским видам уделено в литературе больше внимания, нежели другим. (Об алтайских видах исследователи не упоминают). Но никто из обращавшихся к наследию художника исследователей не подметил, что корнеевский Тобольск представлен разными сезонами года. Как явствует из авторских надписей, одна группа произведений относится ко времени прибытия из России («Пасхальный стол в Тобольске» и др.), а вторая -к отъезду из Сибири («Ледяные горы на Иртыше при Тобольске» и др.). Схема маршрута экспедиции начинается от Оренбурга, через Соликамск («Солеварни в Соликамске») к Тобольску. От Тобольска, спускаясь по Иртышу, через Барнаул, Бийск к Бухтарминской крепости, путь следования путешественников ведет далее в Восточную Сибирь (Иркутск, Кяхта). При возвращении в Тобольск («Вид кузницы на дороге из Иркутска в Тобольск») случаются остановки в Красноярске и Томске («Привал путешественников у Томских порогов»). С завершением сибирского отрезка пути в Тобольске совпадает празднование Рождества и отъезд на Ирбитскую ярмарку. На Алтае в ту пору было два профессиональных художника, занимающихся съемкой местности, - В.П. Петров и Е.М. Корнеев. Но опись Рерберга не упоминает имя Петрова. Из чего следует, что выстроить маршрут экспедиции по приведенным названиям мест, а также с большей долей вероятности атрибутировать листы, имеющие прямое отношение к алтайской географии, приписать их Емельяну Корнееву, есть все основания. Тогда маршрут следования экспедиции принимает следующую направленность: от Барнаула («Общий вид города Барнаула»), Бийска («Бийская крепость на реке Бии» и др.) через Колы-вань к Бухтарме («Вид крепости Бухтармы с южной стороны»). (Все приведенные работы известны только по описи Рерберга). Графическая коллекция содержала и другие работы, которые можно соотнести с творчеством Корнеева: «Вид города Кузнецка», «Вид горы Юрской и Бийских порогов», «Вид серебряных копей Шлангенберга в Змеиногорске», «Пещера в Бухтарме»...

Емельян Корнеев принадлежал к ведущим представителям видовой графики – явления в искусстве конца 18- первой четверти 19 вв.