Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Коровин Константин Алексеевич «Воин Синодала». Эскиз костюма к опере А.Г. Рубинштейна «Демон». 1901-1902 годы. Бумага, графитный карандаш, тушь, гуашь, серебреная краска. Размер: 26,3х18,5 см.
В правом нижнем углу пером и черными чернилами нанесена подпись росчерком: «Коро...». В правой верхней части рисунка тем же способом нанесена надпись, частично срезанная по правому краю: «Въ войскЪ Синодала / нужно побольше въ бурк... / и съ ружьями въ чехл...». По способу нанесения подпись и надпись не вызывают сомнений в подлинности, по характеру начертания соответствуют автографам Константина Алексеевича Коровина (1861-1939).
Содержание надписи и общий характер оформления рисунка позволяют предположить, что он является эскизом костюма воина из свиты Синодала для оперы Л.Г. Рубинштейна «Демон» в постановке Мариинского театра в 1902 году. В феврале 1901 года Дирекция императорских театров командировала К.А. Коровина на Кавказ «...для снятия видов, необходимых Дирекции при возобновлении оперы "Демон"...» (Цит. по Коган, Д. Константин Коровин, М., 1964, с. 305). По впечатлениям этой поездки художник создал обширную серию графических работ для оперной постановки. В 1914 году Коровин вновь оформляет «Демона» уже для Большого театра, однако сравнение эскизов к этим двум постановкам позволяет отнести данный рисунок к постановке 1902 года.
Стилистические и технологические особенности данной работы (колористическое и пространственное решение композиции, светотеневая разработка, способы построения объемов и характер подготовительного рисунка) свидетельствуют о бесспорно оригинальном характере произведения и полностью соответствуют творческой манере К.А. Коровина (1861-1939).
Эскиз декорации К.А. Коровина «Воин Синодала» имеет несомненное антикварно-коллекционное значение и представляет интерес для музейного собрания.
Константин Алексеевич Коровин и театр
Серов С.В. «Портрет художника К.А. Коровина
Трудно переоценить вклад Коровина в русскую художественную
культуру конца XIX и XX веков. Его произведения, украшающие залы не только
столичных, но и многих провинциальных музеев, всегда привлекают своими
живописными достоинствами зрителя.
С успехом возобновляются и театральные постановки в
коровинском оформлении. Нельзя не сказать и о том, что у Коровина учились такие
прекрасные колористы, как Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян, Илья Машков, Роберт
Фальк, Николай Сапунов, Александр Шевченко, Михаил Ларионов, Наталия Гончарова,
и многие другие известные художники.
Это были мастера разные, порой прямо противоположные друг
другу по устремлениям. Но их объединяло одно: удивительно тонкое чувство цвета,
понимание возможностей колорита в создании образа произведения. Этим они
обязаны вдохновенному певцу красоты жизни Константину Алексеевичу Коровину, чье
творчество представляет одну из самых замечательных страниц в истории русского
искусства.
Показательно, что именно декорации Коровина были признаны
России в первую очередь. Назначенный в 1889 году управляющим Московской конторой
императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский стремился обновить и
реформировать ставшее консервативным положение в Большом театре, пригласив туда
Коровина и вскоре Шаляпина.
Надо сказать, что Мамонтов до конца своей жизни не мог
простить обоим уход от него. Но, естественно, Императорские театры давали
больше возможностей для воплощения тех новых идей, которые Коровин реализовал в
театрально-декорационном искусстве, а Шаляпин - в пении и в поведении оперного
певца на сцене.
Для Всемирной выставки в Париже в 1900 году Коровин при
участии архитектора Ильи Бондаренко создал Кустарный отдел Русского павильона,
так называемую «Русскую деревню», и выполнил с помощью Николая Клодта тридцать
панно для павильонов Сибири, Крайнего Севера и Средней Азии.