Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Неизвестный художник круга Бонифацио Веронезе (Бонифазио де Питати) «Рождество Христово. Поклонение пастухов». Италия, середина – конец XVI века. Холст, масло. Размер: 95х150 см.
Сюжет «Благовестие пастухам в полях» был известен уже в Византии. Однако как самостоятельная тема эта сцена появляется в Западноевропейском искусстве лишь с XV века. Обращаясь к ней, художник использует холст, вытянутый по горизонтали, любимый мастерами Венеции. Сцена решена как театральное действие, призванное напомнить о том, что подобного рода пасторальные мотивы включались в мистерии, устраиваемые в Италии в честь праздника Рождества.
Традиционно одетая Мария, с платком на голове, свидетельствующим о ее непорочности и, одновременно, замужестве, являет своего Божественного Младенца. Рядом с ней Иосиф в одеждах странника, свидетельствует о событии пастухам.
Пастухи - их двое, что свойственно ранним версиям этого сюжета почтительно обступили Мать и Дитя. Один из них держит со связанными ногами - традиционный дар пастухов, и, одновременно символ жертвенного агнца - часто встречаемая деталь в картинах XV века, написанных на этот сюжет. Характерно, что дары пастухов не были перечислены апостолом Лукой, и, вероятно были изобретены позже, по аналогии с дарами волхвов.
С идеей благочестия находит согласие и тема жанровой сцены, развертывающейся на фоне бескрайнего ландшафта, расстилающегося за спинами «поселян». Духу покоя и умиротворенности, разлитому в долине с одиноко стоящими скалами, как бы противопоставлена суета и гомон азартной охоты, и собачьего гона - любимого занятия феодалов и знати. В этом мотиве ясно звучат отголоски мироощущения людей позднего Средневековья с его противопоставлением идеалов рыцарской жизни, жизни людей на лоне природы, с прославлением мирного труда и умеренности.
Тема пасторали звучала тогда всюду: и в церковной мистерии, и в изобразительном искусстве, и в литературе. Проникла она и в реальную жизнь, заставляя представителей благородного сословия включать в свою жизнь ее элементы. Простота пастушеского идеала бесконечно варьировалась. Знать танцевала под звуки волынки, тосковала по трапезе на траве, одевалась в пастушеские одежды.