Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) «Волжский крестьянин в красной рубашке», 1893 г. Холст, масло. Размер: 13,9 х 21,3 см. Слева внизу расположена дата: «7 iн.», - по соотношению с авторским красочным слоем не вызывающая сомнений в подлинности. К.С.Петров-Водкин часто не подписывал свои ранние работы, а ставил лишь число и первые буквы названия месяца (в данном случае, - «июня»). На обороте холста имеется надпись черной пастой: «Волжский / Крестьянин / в красн. рубашке / 1893 г. / К.С.Петров-Водкин. / Хвалынск. 13,5 х 22,5». Подобные надписи, сообщающие название работы, размеры и время создания, встречаются на многих произведениях К.С.Петрова-Водкина.
Мотив, композиционное и колористическое решение этюда, особенности построения красочного слоя и характер мазков при изображении отдельных деталей типичны для ранних работ К.С.Петрова-Водкина и позволяют не сомневаться в подлинности данного произведения.
Представленная композиция характерна для раннего периода творчества художника — времени создания первых самостоятельных художественных произведений и начала обучения в Самаре (классы живописи и рисования Ф.Е.Бурова). Данная работа, по всей вероятности, была написана в Хвалынске, родном городе художника. Состояние красочных материалов исследуемого этюда не противоречит указанной в надписи дате — «1893 г.».
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939)
К.С. Петров - Водкин "Автопортрет". 1918 год. Русский музей
Знаменитый русский художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
родился в Хвалынске. В школьные годы любимыми его предметами были рисование и
литература, и он долго не мог отдать предпочтение одному из этих видов
искусства. Но опыты в области литературного творчества не увенчались успехом, и
Петров-Водкин в конце концов предпочел живопись.
Сначала юноша учился в Классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова, затем, в 1895–1897 годах — в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге. Но живопись больше привлекала молодого художника, и он перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителем стал В. А. Серов. В 1901 году Петров-Водкин уехал в Мюнхен, в художественную школу А. Ашбе. Через год он вернулся в Москву и продолжил обучение в училище.
Становление молодого художника пришлось на время перемен в европейском и русском искусстве. Наряду с критическим реализмом, развивалось много совершенно новых направлений, представители которых обращались к символике, к стилизации искусства прошлых столетий. Значительное влияние на раннее творчество Петрова-Водкина оказали художники «Мира искусства», а также символисты (П. Пюви де Шаванн, Ф. фон Штук, А. Бёклин).
Огромное впечатление на начинающего мастера произвело
посещение Италии в 1905 году. Его привлекли там не великие мастера Позднего
Возрождения, а художники Проторенессанса и Раннего Возрождения (Джованни
Беллини, Пьеро делла Франческа, Джотто и др.), чья монументальная и предельно
лаконичная живопись поразила Петрова-Водкина.
В 1906 году, окончив Московское училище живописи, ваяния и
зодчества, Петров-Водкин приехал в Париж. Молодой художник еще пытался
заниматься литературным творчеством, но рисование так увлекло его, что он
вскоре оставил недописанными свои рассказы и пьесы.
В 1907 году в поисках ярких впечатлений Петров-Водкин
совершил поездку в Африку. Воспоминания от трехмесячного путешествия отразились
в живописных этюдах, рисунках, акварелях. Африканские этюды привлекли внимание
критика и редактора журнала «Аполлон» С. Маковского, устроившего
импровизированную выставку работ Петрова-Водкина в помещении редакции.
Первое живописное произведение, исполненное в Петербурге,
принесло мастеру скандальный успех. Картина «Сон» (1910, Русский музей,
Санкт-Петербург), написанная в духе символизма (на полотне изображены две
обнаженные женщины, стоящие в пустыне возле спящего юноши), вызвала резкую
критику со стороны И. Е. Репина. Полемика вокруг этой композиции привлекла к
Петрову-Водкину внимание публики, и молодой художник стал принимать участие в
различных выставках.
Огромную роль в дальнейшем развитии творчества
Петрова-Водкина сыграло его знакомство с древнерусскими иконами XIV–XV веков.
Впервые увидев их, художник понял, что его призвание — монументальная живопись.
Стремление к монументальности отразилось в таких работах мастера, как «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея, Москва), «Мать», 1913, Третьяковская галерея, Москва).
В 1916 году Петров-Водкин впервые обратился к исторической
тематике и написал картину о Первой мировой войне «На линии огня» (Русский
музей, Санкт-Петербург). Автор трактовал конкретное событие как нечто
отвлеченное, поэтому полотно получилось не слишком удачным.
Октябрьскую революцию художник принял сразу и безоговорочно.
Летом 1918 года была закрыта Академия художеств, а вместо нее создано Высшее
художественное училище, где Петров-Водкин выполнял обязанности профессора
живописи. Вскоре он стал одним из руководителей Петроградских свободных
художественных мастерских, реорганизованных из Высшего художественного училища.
Вместе с группой молодых художников Петров-Водкин занимался
оформлением новых революционных праздников. К первой годовщине революции он со
своими помощниками украсил Театральную площадь огромными панно с изображением
народных героев — Степана Разина, богатыря Микулы Селяниновича и др.
В картинах Петрова-Водкина, посвященных революционным
событиям, по-прежнему сильно обобщающее, символическое начало, но теперь оно
имеет связь с реальными явлениями действительности.
Таково полотно «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920, Третьяковская галерея, Москва). Молодая женщина, прижимающая к себе ребенка, стоит на балконе. Внизу, за ее спиной оживленные группы людей. Именно мать, оберегающая своего младенца, подчеркивает настроение тревоги, пронизывающее композицию. Обратившись к историко-бытовому сюжету, автор создал не просто образ пролетарской матери.
Его героиня, напоминающая Богородицу на древнерусской иконе
и Мадонну с итальянской фрески эпохи Проторенессанса, — защитница и
хранительница детского счастья.
Революционные события нашли отражение и в романтической
композиции «После боя» (1923, Музей вооруженных сил, Москва). На первом плане
художник показал трех бойцов, погруженных в печальные воспоминания о погибшем
командире. На втором плане — сцена смерти командира. Прием соединения на одном
полотне двух эпизодов, происходивших в разное время, помог автору полнее и
глубже раскрыть свой замысел.
К этой же теме Петров-Водкин обращается и при создании
известной картины «Смерть комиссара» (1928, Русский музей, Санкт-Петербург).
Полотно было написано для выставки, открытой к десятилетию Красной Армии.
Художник изобразил родные места, где в годы Гражданской войны шли ожесточенные
бои. В то же время каменистые холмы, маленькие домики, окружившие церковь, —
это обобщенный образ Родины и Земли как планеты. Чтобы добиться подобного
впечатления, Петров-Водкин расположил фигуры людей наклонно к земной плоскости.
За год до создания картины живописец выполнил к ней эскиз. Главное отличие эскиза от окончательного варианта — в изображении комиссара. Если в эскизе комиссар — просто умирающий боец с потухшим взглядом и обессиленным телом, то главный герой картины — совсем иной образ. Петров-Водкин долго искал подходящий тип и наконец остановился на поэте Спасском.
Жизнь покидает комиссара, но он из последних сил тянется в
сторону уходящего отряда. В его взгляде, провожающем бойцов, не только отсвет
физических страданий, но и твердость духа, вера в победу.
Наряду с эпическими произведениями, в 1920–1930-е годы
Петров-Водкин создавал портреты (Анны Ахматовой, 1922, Русский музей,
Санкт-Петербург; Андрея Белого, 1932, Картинная галерея Армении, Ереван).
В 1928 году из-за тяжелого заболевания легких Петрову-Водкину
на время запретили работать с масляными красками. Художник написал
литературно-биографические повести «Хлыновск» и «Пространство Эвклида»
(1828–1932), которые проиллюстрировал своими рисунками.
В 1930-е годы мастер вновь обратился к исторической тематике и исполнил картину «1919 год. Тревога» (1934, Русский музей, Санкт-Петербург). Ее замысел возник у художника давно: еще в 1925 году он написал первый эскиз к этому произведению.
На полотне изображена семья. Малыш уже спит в своей
кроватке, а дочь еще только собираются укладывать. Неожиданно покой нарушен:
зритель не знает, что случилось, но, вероятно, внимание семьи привлекли крики
или выстрел за окном, к которому приник глава семьи. Тревога не только на лицах
людей. Ощущение напряженности передают и предметы — небрежно сдвинутый табурет,
с него соскальзывает газета с призывом на борьбу с Юденичем. Секунду назад на
табурете с газетой в руках сидел рабочий, но вот раздался тревожный звук, и
мужчина подбежал к окну, готовый, если нужно, прийти на помощь. Тревожен и
колорит картины: в многоцветье домашнего мира резко вторгается красный (юбка
женщины) и синий (темнота ночи за окном). Сильная фигура молодой женщины прочно
стоит в центре комнаты. Повернув голову, она настороженно смотрит в сторону
окна и бережно обнимает дочь, готовая защитить ребенка от смертельной
опасности. Так же как и на картине «1918 год в Петрограде», мать у
Петрова-Водкина — защитница, берегиня.
Хотя название и детали картины говорят о событиях
Гражданской войны, общий социальный фон ее свидетельствует о тревоге самого
автора, его раздумьях о судьбах планеты: полотно было создано в то время, когда
к власти в Германии пришли нацисты.
Последней крупной работой Петрова-Водкина стала картина «Новоселье» («Рабочий Петроград», 1937, Третьяковская галерея, Москва). Художник мечтал показать ее на выставке, но жюри не приняло полотно, и оно оказалось в запасниках Третьяковской галереи. Лишь в 1965 году зрители увидели «Новоселье» на персональной выставке мастера сначала в Москве, а затем в Ленинграде.
Произведение «Волжский крестьянин в красной рубашке» имеет коллекционно-антикварное значение, а также может представлять музейный интерес в качестве работы, характеризующей ранний, малоизученный, период творчества К.С.Петрова-Водкина.