Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Кубок «Императрица Екатерины II»

Кубок «Императрица Екатерины II»

«Нет в наличии»

Кубок репрезентативный с гравированным портретом им. Екатерины II, изображением трофеев и турецкого воина. Россия. С-Петербург. Гравировальная мастерская казённого стекольного завода. 1770-е годы.

Стекло прозрачное бесцветное калиевое (поташный хрусталь); выдувание; гравировка, шлифовка, огранка, полировка.

Высота- 23 см.

Кубок, является редким образцом отечественного хрусталя последней трети 18 века. Он создан либо на казённом заводе в С-Петербурге, либо на заводе Потёмкина, и декорирован в С-Петербургской мастерской резьбы. Кубок находится в полной сохранности, обладает высокими; эстетическими достоинствами, имеет историко-художественное, антикварное и музейное значение.

Кубок конусовидной формы. Ножка состоит из выдувной балясины и маленького «яблока», основание круглое гладкое. Кубок изготовлен из бесцветного прозрачного стекла, полученного на основе калиевых добавок в виде древесной золы — поташа. В России 18 века подобное стекло называлось хрусталём. На тулове кубка развёртывается многочастная композиция, выполненная в технике неглубокой матовой гравировки. С одной стороны представлен портрет Екатерины в овальном медальоне на рокайльном картуше, изображение повторяет профиль императрицы на монете 1768г. Рядом — два небольших овальных медальона с «вензелевым именем» Екатерины II (АЕ) и символами царской власти — двуглавым орлом с державой и скипетром. На противоположной стороне изображены пушка, воин в восточных доспехах и знамёна — так называемые трофеи. В декор включены элементы рокайльного и флорального орнамента. Балясина и яблоко ножки обработаны плоскими шлифованными гранями, нижняя часть кубка огранена крупными «камнями» в обрамлении диагональных глубоких ланцет. Все элементы огранки отполированы до зеркального блеска.

Типологически кубок относится к репрезентативному к стеклу, которое создавалось «к случаю» - в честь государственных праздников, военных триумфов, политических событий, коронации и тезоименитства императриц. Эта традиция, сложившаяся ещё при императоре Петре I, сохранилась до последней четверти 18 века. В период правления императрицы Елизаветы Петровны на Петербургском  казённом  стекольном заводе (осн. в 1735 г.)репрезентативные кубки создавались в пафосном стиле барокко. Время царствования императрицы Екатерины II привнесло значительные стилевые изменения в русское искусство, что отразилось на характере стекла «к случаю». К концу 1760х годов постепенно утрачивают значение велеречивость и тожественность стиля барокко, в декоративных гравированных композициях на стекле преобладают рокайльные элементы.

В 1770х годах в стиле рококо создаются кубки, посвящённые победам в русско-турецкой войне. Их появление связано с производством стекла и в С- Петербурге, и в Назье, куда в 1774 г. перевели петербургский казённый завод, который был подарен фавориту императрицы, князю Григорию Потёмкину. Через некоторое время Потёмкинский завод переместился ближе к столице, на земли Александро-Невской лавры. В 1792 году, после смерти владельца, завод был выкуплен Екатериной II у наследников и получил статус Императорского. Производство Потёмкинского, а затем Императорского завода (ИСЗ} было ориентировано на изготовление стекла для потребностей Двора. По заказу дворцового ведомства поставлялась как буфетная посуда, так и кубки «к случаю».

В 1770х гг. яркое отражение в стекле «к случаю» нашёл триумф русского воинства в битве с турками. После странного завершения семилетней войны, победа над турками воодушевила русское общество и возродила чувство патриотизма. Екатерининские кубки «с турецкой тематикой» появились как дань традициям панегирической культуры эпохи барокко. Вполне допустимо, что автором рисунков на стекле был ведущий гравёр Петербургского казённого завода Василий Пивоваров, творческая манера которого сложилась ещё в середине столетия, эпоху елизаветинского барокко. К 1760м годам в его рисунках на стекле преобладает орнаментика рококо. В 1770х гг. он ещё возглавлял мастерскую резьбы, которая после перемещения Петербургского казённого с завода в Назью продолжала некоторое время оставаться на старом месте. Не исключено, что в создании «турецких» кубков принимал участие и выходец из Богемии, мастер Иосиф Пильц, приглашённый в Петербург в 1766 и работавший до 1770-х годов. По характеру рисунков очевидно, что «турецкие кубки» создавались не одной рукой, но в едином стилевом ключе, который отражает в совокупности стилевые тенденции барокко и рококо. Тональность стекла и манера огранки позволяет предположить, что «турецкие» кубки изготавливались на протяжении нескольких лет, воспевая неоднократные победы русского оружия.

Несмотря на барочные традиции и обилие рокайльного орнамента, дыхание нового стиля — классицизма - осторожно коснулось системы декора «турецких» кубков. При всей декоративной условности композиции, резец художника стремится к «картинному» освоению «стеклянного поля», к многоплановости и детализации изображения, превращая гравированный рисунок в своего рода гравюру на стекле.

Торжественная форма елизаветинского кубка «к случаю», — пластическая проработка декора и обильное его золочение противоречили эстетическим требованиям развивающегося екатерининского классицизма. Кубки «к случаю» утрачивают свою идеологическую роль и с 1790х годов не встречаются. Екатерининские кубки, посвящённые триумфу русской армии и флота в войне с турками - это заключительный аккорд и памятник культуре репрезентативного стекла первой половины 18 столетия.