Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Маревна (Воробьева-Стебельская Мария Брониславовна) «Две девушки». Канны, 1936-1948 годы. Бумага, карандаш. Размер: 32х24,5 см. в свету.
МАРЕВНА (14 февраля 1892, Мариинский Посад, Российская империя — 4 мая 1984, Лондон, Великобритания)
А. Модильяни "Портрет Маревны", 1919 год
Дочь актрисы Марии Розанович, в замужестве Воробьевой, и польского дворянина Бронислава Викентьевича Стебельского. Жила с отцом в Тифлисе, где он служил лесничим. В 1907-08 годах посещала Тифлисскую школу изящных искусств. В 1910 поступила в Строгановское училище в Москве. В 1911 году побывала в Риме и на Капри; познакомилась с Максимом Горьким, который придумал для нее прозвище Маревна (по имени сказочной Марьи Маревны), ставшее псевдонимом.
В 1912 году приехала в Париж. Встретилась со скульптором С.Ф. Булаковским. Занималась под его руководством в Русской академии; посещала академии И. Зулоага и Ф. Коларосси. Стала завсегдатаем кафе «La Rotonde», познакомилась со многими русскими: М.А. Васильевой, М.А. Волошиным, И.Г. Эренбургом, Б.В. Савинковым и др., была дружна с Х. Сутиным и О. Цадкиным.
Писала картины в духе кубизма. Участвовала в салоне Тюильри
(1912 г.) и - с группой художников-кубистов — в салоне Независимых (1913). В
январе 1914 года внезапная смерть отца лишила ее средств к существованию. Но
вскоре появились первые ценители и покупатели ее картин: маршан Л. Розенберг,
коллекционер Густав Кан, комиссар полиции Л. Замарон.
В 1915 году познакомилась с Диего Риверой. В 1919 году у них
родилась дочь Марика, в будущем танцовщица и актриса. В 1921 году рассталась с
Д. Риверой, который уехал в Мексику. Испытывала материальные трудности.
Занялась ручным ткачеством, изготавливала пояса и ткани на грузинские мотивы,
работала для кутюрье Поля Пуаре. Продолжала заниматься живописью — писала в
технике пуантилизма и применяла комбинации геометрических линий для
подчеркивания внутренней композиционной структуры картины. Участвовала в
выставках русских художников в Лондоне (WhiteChapel, 1921 г.) и Париже (кафе
«La Rotonde», 1925 г.), в Международной выставке декоративных искусств в Париже
(1925 г.). В 1929 году провела персональную выставку живописи в галерее Густава
Кана Quotidien, в 1936 году - в галерее L. Zborovsky.
В 1936-1948 годах жила с дочерью на юге Франции — в Ницце,
Жуан-ле-Пен, Каннах. В 1948 году переехала в Англию, семь лет жила в Педлтауне
(графство Дорсетшир), затем в Лондоне.
В 1960-70-е годы написала серию портретов парижских художников-монпарнасцев. Создала крупноформатные (160 х 305 см.) групповые портреты: триптих «Посвящение моим монпарнасским друзьям» (М. Волошин, М. Горький, Маревна, И. Эренбург, Х. Сутин, О. Цадкин — А. Модильяни, М. Кислинг, Х. Сутин, Маревна, Марика и др. — Д. Ривера, П. Пикассо, М. Шагал, Ф. Леже), панно «Посвящение С.П. Дягилеву» (С. Дягилев, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, Ж. Кокто, И. Ф. Стравинский) и др. Исполнила монументальное (185 х 300 см.) полотно «Холокост» (1974 г.).
Провела персональные выставки: в Лондоне — в галерее Lefevre
(1952 г.), на фестивале Leicestar (1977 г.; к выставке был приурочен показ
фильма «Маревна и Марика», снятого компанией В.В.С.) и в фойе театра
«Hammersmith», где одновременно шли выступления ее дочери (1980 г.), в Париже -
в галерее Claude (1953 г.), в Женеве —
в Музее современного искусства (ретроспектива, 1971 г.).
Участвовала в тематических выставках: «Неоимпрессионизм» в Музее Гуггенхейма в
Нью-Йорке (1968 г.), «Женщины — художницы Парижской школы» в Женеве (1975 г.) и
«Безумные годы Монпарнаса» в Париже (в рамках 90-го салона Независимых, 1979
г.). Написала мемуары.
Мемориальные выставки состоялись в Париже («Маревна и монпарнасцы», 1985 г., Музей Бурделя) и Лондоне («Маревна и Монпарнас», 1992 г., галерея Wildenstein). Коллекция работ имеется в Музее современного искусства в Женеве.
Источник: «Художники русского зарубежья». Биографический словарь. Авторы: О.Л. Лейкинд, К.В. Махров, Д.Я. Северюхин. СПб. Издательство: «Нотабене». 1999 г. Стр. 414-415.