Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Маревна (Воробьева-Стебельская Мария Брониславовна) «Ленинград». 1962 год. Бумага, карандаш. Размер: 25,3х20 см. в свету.
МАРЕВНА (14 февраля 1892, Мариинский Посад, Российская империя — 4 мая 1984, Лондон, Великобритания)
Мария Воробьева-Стебельская (Маревна) вращалась в кругу самых
талантливых художников и писателей своего времени. Максим Горький придумал ей
псевдоним, Илья Эренбург и Максимилиан Волошин посвящали ей стихи, Амедео
Модильяни, Пабло Пикассо и Диего Ривера писали ее портреты. Она стала одной из
самых ярких фигур Парижской школы живописи и монпарнасской богемы, однако на
родине ее имя было забыто.
Мария родилась в 1892 году под Чебоксарами, окончила Школу
изящных искусств в Тифлисе, а затем продолжила обучение в Строгановском училище
в Москве. Во время своего первого путешествия по Италии девушка познакомилась с
Максимом Горьким, который придумал ей эффектный псевдоним, навеянный русскими
сказками. Горький сказал ей: «Ни у кого никогда не будет такого имени, гордись
и оправдай его. Но не стоит ехать в Париж, там ты угоришь».
Но становление Маревны как художницы произошло именно в
Париже, начиная с 1912 года. Она общалась с А. Модильяни, П. Пикассо, Ж. Кокто,
Г. Аполлинером, С.П. Дягилевым, Ф. Леже, А. Матиссом, М.З. Шагалом и находилась
под сильным влиянием Парижской художественной школы. Ее работы представляют
собой синтез пуантилизма, кубизма и примитивизма.
Маревна была одним из самых ярких персонажей парижской
богемы. «Мы были молоды, глубоко преданы искусству, верили в наш дар и наши
силы, у нас была энергия, чтобы выживать, работать и, конечно, любить», –
вспоминала художница. В течение шести лет ее связывали романтические отношения
с Диего Риверой, будущим мужем Фриды Кало. От него Маревна родила дочь Марику,
ставшую впоследствии довольно известной танцовщицей и актрисой.
Об экстравагантным нарядах Маревны и ее многочисленных
романах говорил весь Париж. Творчеству уделяли куда меньше внимания, хотя
художница все свое время посвящала изучению живописи. Днем она посещала Русскую
академию М. Васильевой, а также академии Зулоаги и Коларосси, а вечера
проводила в окружении своих друзей-художников.
Увлечение современными направлениями живописи и общение с
гениальными художниками сыграло с ней злую шутку: ее картины называли
интересными и оригинальными, но безнадежно вторичными. Критики писали, что «в
середине ХХ столетия Маревна оказалась практически единственной художницей, в
чьем творчестве надежно законсервировались новаторские идеи полувековой
давности». Ее творчество снисходительно называли «дамским рукоделием» и
отмечали отсутствие в нем эволюции – работы 1920-х и 1960-х годов принципиально
друг от друга не отличаются.
Тем не менее творческое наследие Маревны ценно уже хотя бы
потому, что она создала серию портретов своих знаменитых современников – Диего Риверы,
Пабло Пикассо, Амедео Модильяни и других, а также написала три книги
воспоминаний: «Жизнь в двух мирах», «Жизнь с художниками «Ля Рюш» («Улья») и
«Воспоминания кочевницы», в которых содержатся интересные наблюдения над жизнью
богемного Парижа начала ХХ века.
В 1952 году состоялась персональная выставка картин Маревны в
Лондоне, в 1942 и 1953 гг. – в Париже, компания ВВС сняла о ней документальный
фильм «Маревна и Марика». А в России долгое время художница была неизвестна, но
в 2004 году в Третьяковской галерее провели выставку её работ, были изданы ее
мемуары, и о ней заговорили. Ещё при жизни художницы значительную часть ее
картин выкупил музей современного искусства «Пти Пале» в Женеве, где они сейчас
и хранятся.