Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Молочник с горностаем. Российская Империя, 2-я половина XIX века. Императорский стекольный завод (ИСЗ). Хрусталь прозрачный бесцветный, внутренний нацвет «золотой рубин», металл, бирюза.
Высота - 13 см.
История Императорского стеклянного завода
Императорский стеклянный
завод — одно из старейших в России предприятий, специализировавшееся на выпуске
изделий из стекла в основном для нужд российского императорского двора, которое
в конце XIX в. стало частью Императорского фарфорового завода. Располагалось в
Санкт-Петербурге в Стеклянном городке.
Изготовление стекла
началось в России в период царствования Михаила Фёдоровича, пожаловавшего
«пушечных дел мастеру» Елисею Коету, шведу на русской службе, участок земли под
Москвой для строительства фабрики, выпускавшей аптечное стекло. При Алексее
Михайловиче и Петре Великом стекольное дело шло в гору, и на рубеже XVII—XVIII
вв. в Москве существовало несколько заводов, выпускавших оконное стекло,
зеркала и стеклянную посуду. В отвоёванном у шведов Ямбурге также имелись два
стекольных завода, которые были переданы Петром А. Д. Меньшикову и куда была
переведена часть рабочих с московских фабрик. В 1730 году Ямбургские стекольные
заводы выкуплены в казну и переданы в концессию британскому купцу Вильяму
Элмзелю, впоследствии основавшему собственные стеклянные заводы на реке Лаве, у
села Назья близ Ладожского озера, и в Санкт-Петербурге на реке Фонтанке в
квартале, ограниченном Введенским каналом и Семёновским пр. (ныне Гороховая
ул.).
В 1738 году Петербургский
и Ямбургский казённые стекольные заводы переходят в ведомство Канцелярии.
Первое стекольное предприятие новой столицы значительно расширяется, при нём
работают три печи для варения материи. В конце 1740-х — начале 1750-х годов
Правительствующий Сенат запрещает строительство стекольных заводов в пределах
200 вёрст от Москвы и Петербурга и указом от 1755 года распоряжается о
перемещении Петербургского стекольного завода обратно в Ямбург. В Петербурге
сохранилась часть завода, выполнявшая в основном шлифовку, полировку и
гравировку отлитых в Ямбурге изделий. Завод на Фонтанке работал до 1774 г.
С закрытием первого
стеклянного производства в Петербурге поставщиком стекла для нужд Двора стал
стекольный завод в селе Назья Шлиссельбургского уезда, в 1777 г. пожалованный
Екатериной II в вечное и потомственное владение князю Г. Потёмкину. В 1779
Потёмкин перевёз стеклянный завод в свои столичные владения, в усадьбу Озерки
южнее Александро-Невской лавры (в район совр. пр. Обуховской обороны). После
смерти князя завод был выкуплен Екатериной II обратно в казну и назван
Императорским стеклянным заводом, при котором существовал отдельная зеркальная
мастерская. С этого времени завод находился под общим управлением с
Императорским фарфоровым заводом, находившемся в ведении князя Н. Б. Юсупова.
Являясь казённым
предприятием, завод был сильно обременён заказами для нужд императорского
двора, что не позволяло ему конкурировать с более успешными частными
стекольными фабриками, ориентированными на выпуск массовых изделий. Тяжёлое
финансовое положение предприятия пытались поправить отделением (1844, 1867) и
обратным его слиянием (1848, 1867) с Императорским фарфоровым заводом,
закрытием зеркального цеха (1852) и рядом внутренних реорганизаций. На
положении завода, использовавшего труд приписанных к нему казённых крестьян,
негативно отразилась и отмена крепостничества в 1861 г. Попытка продать завод в
частные руки (1862) не увенчалась успехом. Несмотря на некоторое оздоровление
дел завода усилиями его директора В. Книпера (1864—1890), на протяжении второй
половины XIX в. завод оставался обузой для казны и в 1890 году был окончательно
присоединён к Императорскому фарфоровому заводу. Самостоятельное стеклянное
отделение при Императорском фарфоровом заводе существовало до 1917 года.
Императорский стеклянный
завод изготавливал высококачественные художественные изделия, в том числе
посуду и элементы декора. Немалая часть его творений имели монументальный
характер и формировали официальную линию в русском декоративном искусстве. В
1910 г. на Стеклянном заводе был изготовлен купол из толстого полированного
стекла для дворца великого князя Николая Николаевича на Петровской набережной.
К проектированию штучных стеклянных изделий привлекались выдающиеся архитекторы
Тома де Томон, К. Росси, А. Воронихин, В. Стасов; рецептурой приготовления
цветного стекла занимался М. Ломоносов, изготовлением крупноформатных зеркал —
И. Кулибин.
Со второй четверти XIX в.
завод занимался изготовлением цветных мозаик и витражей, имел собственную
лабораторию для подготовки красителей практически любого цвета: в заводском
реестре значились более 20 000 оттенков смальты. Первый заказ на витражное
стекло предположительно был связан с постройкой Готической капеллы (церкви св.
Александра Невского) на территории имения Александрия в Петергофе, подаренном
Николаем I своей супруге. Пионером витражного дела в России стал учитель
рисования при стекольном заводе, А. Ф. Перниц. Художественная продукция завода
имела неизменно-большой успех на российских и иностранных выставках.
До конца XVIII в.
предметы из бесцветного стекла производились с применением поташа, позднее
удаётся освоить рецептуру свинцового хрусталя, обладавший большой прозрачностью
и чистотой. Заводом были освоены росписи золотом, серебром, эмалевыми красками,
живописная роспись металлическими красками, гравировка и протравка рисунков,
рельефная резьба и гранение. Часть изделий завода отправлялись в качестве дара
российских императоров европейским монархам и аристократии. Свою продукцию
завод продавал и частным лицам через собственный магазин (до 1856) и несколько
купеческих лавок, а также участвуя во всероссийских ярмарках. С 1860-х годов
завод приступает к выпуску посуды из более дешёвого содово-известкового стекла,
что позволило ему несколько увеличить сбыт продукции частным заказчикам и
поправить материальное положение. С 1906 г. живописной и шлифовальческой
мастерскими Фарфорового и Стекольного заводов руководил художник-график Р. Т.
Вильде.
В настоящее время
коллекция произведений Императорского стеклянного завода экспонируется в музее
Императорского фарфорового завода и в Государственном Эрмитаже, выпустившем
книгу об истории и произведениях завода.
Территория Императорского
стеклянного завода с фабричными цехами, домами для рабочих и построенным возле
него храмом во имя иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость» (Скорбященская
церковь) получила название Стеклянного городка.
Cтекольный завод стал
художественной достопримечательностью Петербурга, его включали в первые
путеводители по столице и рекомендовали к посещению. После переноса
производства стекла на Императорский фарфоровый завод Стекольный городок
подлежал перестройке в новый городской район, спланированный по
радиально-концентрической схеме. Улицы назывались соответственно: Хрустальная,
Фаянсовая, Глиняная, Глазурная, Зеркальный переулок. Стекольщики не покинули
городок насовсем, возле бывших корпусов Императорского стекольного завода, на
ул. Дёминская, в 1911 году были основаны Зеркальные мастерские Петроградского
стекольного промышленного общества, национализированные в 1920 году. В
послереволюционное время на их основе была создана Дёминская (Ленинградская)
зеркальная фабрика (1924), а позднее основан Ленинградский завод
художественного стекла (1940), обязанный своему появлению химику Н. Качалову,
скульптору В. Мухиной и писателю А. Толстому.
В советское время на
территории завода были построены жилые здания в стиле Сталинского
неоклассицизма, корпуса промышленных предприятий и учреждений, разбит Дёминский
сад. В 2008 году сохранившийся корпус Императорского стеклянного завода (пр.
Обуховской обороны, 11Б) был продан инвестору, который собирался на его месте
возвести девятиэтажный деловой центр и застроить часть Дёминского сквера. В
результате активных действий петербургских градозащитников договор с инвестором
был расторгнут, а заводской корпус отреставрирован в первозданном виде другим
инвестором, открывающим в историческом здании гостиницу. Начало работ по
приведению в порядок Дёминского сада ожидается в 2020 году.