Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Околович Н.А. «Бородинское сражение»

Околович Н.А. «Бородинское сражение»

«Нет в наличии»

Околович Николай Андреевич  «Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) 1812 года» (по одноименной композиции Петера фон Хесса). Начало ХХ века (1912 год?). Холст, масло. Размер: 98,3х142 см.

Имеется экспертное заключение Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР).

Слева в нижнем углу картины имеется авторская подпись, выполненная кистью (охристым пигментом): «Николай Околовичъ», - современна красочному слою, сомнений в подлинности не вызывает. В своей графике начертания обнаруживает сходства с его сигнатурами на эталонных работах.

Работа Околовича Николая Андреевича «Бородинское сражение» воспроизводит композицию немецкого художника Петера фон Хесса «Бородинское сражение 26 августа 1812 г.», из собрания Эрмитажа, Санкт-Петербург (поступила до 1859 года).

Петер фон Хесс «Бородинское сражение 26 августа 1812 г.»1843 г.

Холст, масло. Размер: 224х335 см.

Изображение на данной картине достаточно точно в деталях, в меньшем масштабе, повторяет подробную трактовку сюжета указанного оригинала. В центре композиции на белом коне изображен командир 3-й пехотной дивизии генерал П.П. Коновницын, слушающий распоряжения раненого главнокомандующего 2-й армией генерала П.И. Багратиона. Начальник штаба генерал-адъютант Э.Ф. Сен-При подводит к нему лейб-хирурга Я.В. Виллие. На телеге рядом с раненым кирасирским обер-офицером – командир М.С. Воронцов, раненный при защите Багратионовских флешей.

Живописная манера исполнения и приемы изобразительного языка произведения свидетельствуют об уверенной академической подготовке художника и согласуются с практикой русских живописцев конца XIX - начала ХХ века. Художник Н.А. Околович известен преимущественно своими пейзажными работами, отвечающими «классической» традиции русской академической живописи. Также Н.А. Околович являлся хранителем, а затем реставратором Русского музея. Работа, отличающаяся высоким уровнем исполнения, вполне соответствует практике академических студий и может быть связана с музейной деятельностью художника.

Красочная разделка изображения выполнена по подробному контурному рисунку, исполненному графитным карандашом, тщательно размечающему детали композиции. Моделировка форм ведется по тональному коричневатому подмалевку в технике alla prima корпусными и полукорпусными плотно замешанными мазками. Форма и корпусность мазка варьируется в зависимости от развития композиционных планов в пространстве. Художник тщательно «лепит» фактуру красочных форм, внимательно передавая объёмные характеристики деталей композиции и эффекты освещения. Нужно отметить выраженную роль кистевого рисунка и детализирующего рисующего мазка, точно выявляющего предметную среду разных композиционных планов, выразительно подчеркивающего детали фактуры пейзажно-жанровых элементов и акценты контурной отделки фигур на дальнем плане. Работа могла быть выполнена в качестве копии к юбилею Бородинского сражения в 1912 году. Произведение исполнено на высоком профессиональном уровне и представляет интерес для музеев.

ОКОЛОВИЧ Николай Андреевич (1867-1928)

Портрет Николая Андреевича Околовича

Рисунок П.И. Нерадовского, 1920-е годы

Околович Николай Андреевич – живописец, пейзажист, художник-реставратор.

Родился в Одессе в 1867 году. Учился в Одесской рисовальной школе.

С 1897 по 1901 годы – ученик Академии Художеств.

1 ноября 1901 года ему присвоено звание художника за картину «Лунный вечер». От Одесской рисовальной школы за эту картину получил Большую бронзовую медаль.

В 1903 году учредил, совместно с Д.Н. Кардовским, Новое Общество художников (НОХ).

С января 1909 по 1912 годы - преподаватель художественных дисциплин в Пензенской рисовальной школе им. Н.Д. Силивёрстова.

В 1912 году возвращается из Пензы в Санкт-Петербург.

С 10 апреля 1912 года состоял хранителем Русского Музея (по рекомендации П.И. Нерадовского).

В 1926 году – реставратор художественного отдела Русского Музея.

Член-учредитель Русского общества художников (Санкт-Петербург, 1903-17 годы), участник Товарищества южно-русских художников (Одесса, 1890-1922 годы), ТПХВ. Участвовал на выставке группы художников «Шестнадцать» ноябре-декабре 1922 года в Ленинграде.

Его пейзажные работы имеются в собраниях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.

Петер фон Гесс (Хесс)


Петер фон Гесс (нем. Peter von Hess; 29 июля 1792 г., Дюссельдорф — 4 апреля 1871 г., Мюнхен) — баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи.

Старший сын Карла Эрнста Хесса, баварского гравёра по меди, от которого получил первые уроки художественного мастерства, которое совершенствовал затем в Мюнхенской академии художеств.

Он участвовал в кампании 1813—1814 годов против Наполеона I; совершил после того путешествие в Вену, Швейцарию и Италию и наконец устроил себе мастерскую в Мюнхене. Вначале писал небольшие сцены из солдатского и простонародного быта и лишь впоследствии принялся исполнять большие и многофигурные батальные картины.

В 1831 году сопровождал короля Оттона в Грецию, после чего изобразил его приезд в Навплион и торжественный въезд в Афины (в двух картинах, находящихся в Мюнхенском новой пинакотеке); результатом его поездки в Грецию были, кроме того, 39 картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость и исполненных им, в сотрудничестве с Нильсоном, в аркадах дворцового сада, в Мюнхене.

В 1839 году посетил Россию с целью собрать на месте материалы для заказанных ему императором Николаем I двенадцати больших картин, изображающих главные битвы 1812 года (сражения при Смоленске, Бородине, Валутине, Клястицах, Красном, Тарутине, Малоярославце, Полоцке, Лосьмине, Вязьме, Красномь и Березине).

Произведения этого художника отличаются оживленностью композиции, прекрасной характеристикой отдельных фигур и сложных групп, нередко большим драматизмом, исполнением добросовестным в малейших подробностях.

Среди лучших его работ, сверх упомянутых: «Битва при Аустерлице», «Ловля лошадей в Валахии», «Разбойник Барбоне, отбивающийся от карабинеров» (все три в Мюнхенской новой пинакотеке), «Сражение при Арси-сюр-Обе», «Защита Кинцигского моста близ Ганау» (1820), «Бивуак австрийцев» (1823), «Сражение при Вёргле» и другие.