Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Околович Николай Андреевич «Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) 1812 года» (по одноименной композиции Петера фон Хесса). Начало ХХ века (1912 год?). Холст, масло. Размер: 98,3х142 см.
Имеется экспертное заключение Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР).
Слева в нижнем углу картины имеется авторская подпись, выполненная кистью (охристым пигментом): «Николай Околовичъ», - современна красочному слою, сомнений в подлинности не вызывает. В своей графике начертания обнаруживает сходства с его сигнатурами на эталонных работах.
Работа Околовича Николая Андреевича «Бородинское сражение» воспроизводит композицию немецкого художника Петера фон Хесса «Бородинское сражение 26 августа 1812 г.», из собрания Эрмитажа, Санкт-Петербург (поступила до 1859 года).
Петер фон Хесс «Бородинское сражение 26 августа 1812 г.», 1843 г.
Холст, масло. Размер: 224х335 см.
Изображение на данной картине достаточно точно в деталях, в меньшем масштабе, повторяет подробную трактовку сюжета указанного оригинала. В центре композиции на белом коне изображен командир 3-й пехотной дивизии генерал П.П. Коновницын, слушающий распоряжения раненого главнокомандующего 2-й армией генерала П.И. Багратиона. Начальник штаба генерал-адъютант Э.Ф. Сен-При подводит к нему лейб-хирурга Я.В. Виллие. На телеге рядом с раненым кирасирским обер-офицером – командир М.С. Воронцов, раненный при защите Багратионовских флешей.
Живописная манера исполнения и приемы изобразительного языка произведения свидетельствуют об уверенной академической подготовке художника и согласуются с практикой русских живописцев конца XIX - начала ХХ века. Художник Н.А. Околович известен преимущественно своими пейзажными работами, отвечающими «классической» традиции русской академической живописи. Также Н.А. Околович являлся хранителем, а затем реставратором Русского музея. Работа, отличающаяся высоким уровнем исполнения, вполне соответствует практике академических студий и может быть связана с музейной деятельностью художника.
Красочная разделка изображения выполнена по подробному контурному рисунку, исполненному графитным карандашом, тщательно размечающему детали композиции. Моделировка форм ведется по тональному коричневатому подмалевку в технике alla prima корпусными и полукорпусными плотно замешанными мазками. Форма и корпусность мазка варьируется в зависимости от развития композиционных планов в пространстве. Художник тщательно «лепит» фактуру красочных форм, внимательно передавая объёмные характеристики деталей композиции и эффекты освещения. Нужно отметить выраженную роль кистевого рисунка и детализирующего рисующего мазка, точно выявляющего предметную среду разных композиционных планов, выразительно подчеркивающего детали фактуры пейзажно-жанровых элементов и акценты контурной отделки фигур на дальнем плане. Работа могла быть выполнена в качестве копии к юбилею Бородинского сражения в 1912 году. Произведение исполнено на высоком профессиональном уровне и представляет интерес для музеев.
ОКОЛОВИЧ Николай Андреевич (1867-1928)
Портрет Николая Андреевича Околовича
Рисунок П.И. Нерадовского, 1920-е годы
Околович Николай Андреевич – живописец, пейзажист, художник-реставратор.
Родился в Одессе в 1867 году. Учился в Одесской рисовальной школе.
С 1897 по 1901 годы – ученик Академии Художеств.
1 ноября 1901 года ему присвоено звание художника за картину «Лунный вечер». От Одесской рисовальной школы за эту картину получил Большую бронзовую медаль.
В 1903 году учредил, совместно с Д.Н. Кардовским, Новое Общество художников (НОХ).
С января 1909 по 1912 годы - преподаватель художественных дисциплин в Пензенской рисовальной школе им. Н.Д. Силивёрстова.
В 1912 году возвращается из Пензы в Санкт-Петербург.
С 10 апреля 1912 года состоял хранителем Русского Музея (по рекомендации П.И. Нерадовского).
В 1926 году – реставратор художественного отдела Русского Музея.
Член-учредитель Русского общества художников (Санкт-Петербург, 1903-17 годы), участник Товарищества южно-русских художников (Одесса, 1890-1922 годы), ТПХВ. Участвовал на выставке группы художников «Шестнадцать» ноябре-декабре 1922 года в Ленинграде.
Его пейзажные работы имеются в собраниях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.
Петер фон Гесс (Хесс)
Петер фон Гесс (нем. Peter von Hess; 29 июля 1792 г., Дюссельдорф — 4 апреля 1871 г., Мюнхен) — баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи.
Старший сын Карла Эрнста Хесса, баварского гравёра по меди, от которого получил первые уроки художественного мастерства, которое совершенствовал затем в Мюнхенской академии художеств.
Он участвовал в кампании 1813—1814 годов против Наполеона I; совершил после того путешествие в Вену, Швейцарию и Италию и наконец устроил себе мастерскую в Мюнхене. Вначале писал небольшие сцены из солдатского и простонародного быта и лишь впоследствии принялся исполнять большие и многофигурные батальные картины.
В 1831 году сопровождал короля Оттона в Грецию, после чего изобразил его приезд в Навплион и торжественный въезд в Афины (в двух картинах, находящихся в Мюнхенском новой пинакотеке); результатом его поездки в Грецию были, кроме того, 39 картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость и исполненных им, в сотрудничестве с Нильсоном, в аркадах дворцового сада, в Мюнхене.
В 1839 году посетил Россию с целью собрать на месте материалы для заказанных ему императором Николаем I двенадцати больших картин, изображающих главные битвы 1812 года (сражения при Смоленске, Бородине, Валутине, Клястицах, Красном, Тарутине, Малоярославце, Полоцке, Лосьмине, Вязьме, Красномь и Березине).
Произведения этого художника отличаются оживленностью композиции, прекрасной характеристикой отдельных фигур и сложных групп, нередко большим драматизмом, исполнением добросовестным в малейших подробностях.
Среди лучших его работ, сверх упомянутых: «Битва при Аустерлице», «Ловля лошадей в Валахии», «Разбойник Барбоне, отбивающийся от карабинеров» (все три в Мюнхенской новой пинакотеке), «Сражение при Арси-сюр-Обе», «Защита Кинцигского моста близ Ганау» (1820), «Бивуак австрийцев» (1823), «Сражение при Вёргле» и другие.