Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Осьмеркин Александр Александрович (1892-1953) «Дары Армении», 1947 год. Холст, масло.
Из писем Н.Г.Осмеркиной: Ереван, [10 октября 1946] «остановился я в гостинице «Севан» № 243, а до сего времени был в так называемой «Передвижке» («Осмеркин. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников», М.,1981,составители Никич А.Ю., Болотина И.С., Щербаков А.В., С.104 ( № Б 89-4/75 РГБ). В Ереване при сельхозвыставке были организованы передвижные мастерские, чтобы дать возможность художникам ездить в совхозы, на фабрики... работать на живом материале. В Ереван Осмеркин был командирован комитетом по делам искусств при Совмине для постановки художественного образования. Таким образом, время создания натюрморта «Дары Армении» соответствует пребыванию Осмеркина в Армении.
Творческий прием А.А. Осьмеркина в данной работе является построение композиции, обнаруживающее совершенное освоение традиций классического парадного крупноформатного натюрморта; пространственная выверенность планов; колористическое решение, в котором гармонично сочетаются цветовое богатство, разнообразие и точность тональных градаций. Так же творческим приемом А.Осмеркина является также многослойная живопись с богатой многообразной фактурой. Она, к примеру, очевидна в фактурно-цветовой передаче изображения цветов и фруктов. Мастерство художника особенно проявляется в решении светлого фона с полупрозрачными тенями; в легких, свободно написанных гроздьях висящего на нитке и лежащего на столе винограда; в изображении полосатого полотенца —одного из любимых предметов интерьера и натюрмортов Осмеркина, встречающегося в ряде его произведений: «Флоксыги настурции», 1948, ГТГ; «Натюрморт с ходиками», 1952, ГРМ.
Аналогичная композиция с небольшими вариациями была впоследствии повторена в картине Б.В.Щербакова. Возможно, обе работы восходят к общему композиционному прототипу живописи старых мастеров, установление которого потребовало бы дополнительных изысканий.
Натюрморт «Дары Армении» является подлинным произведением А.А.Осмеркина, созданным во время пребывания в Армении в 1946-1947 годах и имеет музейное значение.
Осмеркин Александр Александрович (1892 -1953)
Осьмеркин А.А. "Автопортрет", 1926 год
Осмеркин Александр Александрович (1892 -1953) - мастер живописи, представитель группы «Бубновый валет». Учился в Киевском художественном училище (1909-1911) под руководством Н.К.Пимоненко, а затем в школе-студии И.И.Машкова в Москве (1912-1913). Был членом объединений «Бубновый валет», «Общество московских художников» и АХРР. Испытал сильное влияние П.Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма. Жил в Москве, часто ездил в Ленинград. Успешно выступал и как художник театра: работал в ленинградском Большом драматическом (1937), а во время эвакуации в Казанском драматическом театрах (1943). Преподавал в Свободных художественных мастерских (позднее — Высшие художественно-технические мастерские, ВХУТЕМАС), ленинградской Академии художеств и Московском художественном институте имени В.И.Сурикова. Работы художника хранятся в ГТГ, ГРМ и других крупнейших музеях России и Зарубежья.