Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Принт «Портрет семьи герцегов д'Эсте» с оригинала Эрколе де Роберти (Ercole de' Roberti, 1450-1496). Италия, Феррарская школа, XV век. Размер листа: 41,8х31 см.; размер в раме: 46х35 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В середине XV века Феррара, где находится самый старый герцогский двор в Италии, становится важным центром ренессансной культуры. Синтез различных традиций и влияний создают феррарскую школу. Его основные представители - Козимо Тура, Франческо дель Косса и Эрколе де Роберти - в своих необычных картинах формируют совершенно новую живописную эстетику.
В эпоху Возрождения меценатство, которым активно занимались
просвещённые владыки, часто является с их стороны демонстрацией богатства и
политической силы. Именно так и происходит в Ферраре XV века во время правления
герцогской династии д'Эсте.
С 1264 по 1598 годы в Ферраре властвует герцогская семья
д'Эсте, которая сделала очень много для развития искусства, архитектуры и
гуманистической культуры. Герцог Альберто V, правящий в 1361-1393 годах,
положил конец борьбе между гвельфами (сторонниками папства) и гибеллинами
(сторонниками германских императоров) и окончательно ушёл под покровительство
Папы. Наступает период политического затишья, во время которого город достигнет
политической и экономической независимости. При поддержке герцога в Ферраре
появляется университет. Стоятся огромные дворцы - такие как палаццо Скифанойа в
1385 году, палаццо Бельфьоре и палаццо дель Парадизио в 1391 году. В этих
великолепных зданиях проходят пышные торжества. Во время правления сына
Альберто V Никколо III (1393-1441) слава Феррары растёт и множится. Герцог
Никколо укрепляет городские стены, поддерживает развитие торговли, приглашает в
город знаменитого сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1371/1374-1438).
Наследник Никколо III - Лионелло д'Эсте, правящий в 1441-1450 годах, -
буквально влюблён в поэзию, музыку, театр и современную философию. Однако
живописная школа Феррары, главными представителями которой являются Козимо
Тура, Франческо дель Косса и Эрколе де Роберти, окончательно сформируется лишь
при правлении Борсо д'Эсте (1450-1471).
Во времена правления Эрколе I (1471-1505 гг.) двор Феррары
утрачивает своё значение, подпадая под влияние короля Франции Карла VIII
(1483-1498 гг.). Золотой век феррарской школы приходится на 2-ую половину XV века.
В 1429 году Гварино да Верона (1374-1460 гг.) становится
учителем Лионелло, сына Никколо III, а с 1436 года преподаёт риторику и 2
древних языка в феррарском университете. Как слава этого гуманиста, так и
оживление культурной жизни во время правления Никколо III и Лионелло привлекают
в город множество знаменитых мастеров. Гостящий в Ферраре с 1438 по 1441 годы
Леон Баттиста Альберти (1404-1472 гг.) работает над обновлением городского собора,
преподаёт основы перспективы и прививает своим ученикам любовь к античной
архитектуре. В 1438 году в Ферраре побывают Пизанелло (до 1395 г. - ок.1455 г.), а
около 1441 года Якопо Беллини (ок. 1400-1470 гг.) - яркие представители придворного
искусства.
Никколо III и Лионелло высоко ценят гобелены и живопись Фландрии. В 1446-1447 и 1450-1451 годах по их заказам несколько раз работает Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464 гг.). Кириако д'Анкона, летописец из Феррары, утверждает, что именно благодаря фламандскому мастеру молодые феррарские художники освоили технику масляной живописи. Но решающую роль здесь всё же сыграло творчество Пьеро делла Франчески (ок. 1411-1492 гг.), который находится в Ферраре с 1446 по 1450 годы. В это время он пишет фрески в герцогском дворце и в церкви Сант Агостино. Эти выдающиеся произведения - к сожалению, утраченные - сильно повлияли на творчество местных художников. Контакт с таким прославленным мастером стимулирует их творческое развитие, а также позволяет расширить знания в области перспективы и совершенствовать фресковую технику.
Ercole de' Roberti (ок. 1451 - 1496)
Эрколе де Роберти, также известный как Эрколе
Феррарезе или Эрколе да Феррара, был итальянским художником раннего Возрождения
и школы Феррары. Сын привратника в замке Эсте, Эрколе позже занимал должность
придворного художника в семье Эсте в Ферраре. По словам Вазари: Эрколе
необычайно любил вино, и его частое пьянство во многом сократило его жизнь,
которой он без всяких происшествий наслаждался до сорока лет, когда однажды он
был поражен апоплексическим ударом, который положил ему конец.
Картины Эрколе де Роберти - большая редкость. Его жизнь была короткой, и многие его
работы были уничтожены.