Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Репин Илья
Ефимович (1844 - 1930) «Кирибеевич и Алена Дмитриевна». Иллюстрация к поэме
М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова», 1868 год.
Бумага,
графитный карандаш, акварель. Размер: 35х25,3 см.
Подпись и
дата расположены в правом нижнем углу: «13 Янв. 1868. ИР... (далее
неразборчиво)». По способу нанесения не вызывают сомнений в подлинности. По
начертанию имеют сходство с автографами Ильи Ефимовича Репина.
Акварель
«Кирибеевич и Алена Дмитриевна» имеет несомненное музейное значение.
Имеется
экспертное заключение Всероссийского художественного научно-реставрационного
центра имени академика И.Э. Грабаря.
Акварель «Кирибеевич
и Алена Дмитриевна» представляет собой иллюстрацию к «Песне про купца Калашникова»
М.Ю.Лермонтова и является самой ранней сохранившейся иллюстративной работой
И.Е.Репина. В собраниях сочинений М.Ю.Лермонтова опубликована не была. Работа
упоминается в книге А.Парамонова «Иллюстрации И.Е.Репина» (Москва, 1952,
с.52-53). Кроме того, она опубликована в монографии И.Э.Грабаря «Репин»
(Москва, 1937, т.2. с.150) (ил.1). Оба источника тсообщают, что иллюстрация
находилась в собрании М.Монсона в Стокгольме.
Репин Илья Ефимович (1844 - 1930)
Илья Репин
увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем
у иконописцев. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но
потом вернулся туда уже преподавать. А картины ему заказывали известные
петербургские аристократы и даже император Александр III.
Илья Репин
родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин,
вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна
Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую
школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.
Рисовать
будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат
Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.
«Красок я еще никогда
не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками. <…>
Первая картинка — арбуз — вдруг на наших глазах превратилась в живую. <…>
Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил
красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда
красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где
черные семечки, — чудо! чудо!»
Илья Репин
Когда Илье
Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов — в Чугуеве была
востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом
школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к
представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал
о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это
был очень талантливый живописец».
Талант юного
ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью
иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в
Санкт-Петербург — учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал
поступать в Академию художеств.
Первые
вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной
город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной
вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил. За
восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты
Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским, которого он
в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым, а также критиком
Василием Стасовым.
Однако
молодой живописец жил в бедности. Он подрабатывал, продавая свои картины. Одно
из жанровых полотен — на нем Репин изобразил студента, наблюдающего в окно за
девушкой, — купили за довольно крупную сумму. Художник вспоминал: «Такого
счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!» Кроме жанровых картин
Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал Веру Шевцову, которая через
три года стала его женой.
За свою
дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» —
Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы
изучать западноевропейское искусство.
К тому
времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и
получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы
«Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и
чешских композиторов» для украшения ресторана. Сумма гонорара — 1500 рублей —
на тот момент показалась Репину огромной. В работе художнику помогал Василий
Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина
понравилась. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В письме Стасову он
язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1873 году Илья Репин
закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Вскоре
художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. В письме Стасову он
жаловался: «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до
хороших вещей».
Вернувшись в
Россию, Репин собрал свой «большой запас художественного добра», переехал из
Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин
познакомился со Львом Толстым, закончил картину «Крестный ход в Курской
губернии», написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил к
поступлению в Академию художеств никому не известного юношу по имени Валентин
Серов. Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в
Петербург.
За это время
художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства.
Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием «в живописи
изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке». В 1885 году на выставке
передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает
своего сына». В тот же период он написал полотно «Не ждали», портреты Льва
Толстого и Павла Третьякова.
В 1892 году
в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина. Ее гости
увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин
работал 11 лет. Полотно приобрел император Александр III — цена в 35 тысяч
рублей оказалась велика даже для Павла Третьякова.
В 1894 году
Репин вернулся в Академию художеств — на этот раз в роли преподавателя. Он
преподавал там 13 лет — до 1907 года.