Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Репин И.Е. «Кирибеевич и Алена Дмитриевна»

Репин И.Е. «Кирибеевич и Алена Дмитриевна»

«Нет в наличии»

Репин Илья Ефимович (1844 - 1930) «Кирибеевич и Алена Дмитриевна». Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», 1868 год.

Бумага, графитный карандаш, акварель. Размер: 35х25,3 см.

Подпись и дата расположены в правом нижнем углу: «13 Янв. 1868. ИР... (далее неразборчиво)». По способу нанесения не вызывают сомнений в подлинности. По начертанию имеют сходство с автографами Ильи Ефимовича Репина.

Акварель «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» имеет несомненное музейное значение.

Имеется экспертное заключение Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.

Акварель «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» представляет собой иллюстрацию к «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова и является самой ранней сохранившейся иллюстративной работой И.Е.Репина. В собраниях сочинений М.Ю.Лермонтова опубликована не была. Работа упоминается в книге А.Парамонова «Иллюстрации И.Е.Репина» (Москва, 1952, с.52-53). Кроме того, она опубликована в монографии И.Э.Грабаря «Репин» (Москва, 1937, т.2. с.150) (ил.1). Оба источника тсообщают, что иллюстрация находилась в собрании М.Монсона в Стокгольме.

                 Репин Илья Ефимович (1844 - 1930)


Илья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.

Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.

 

Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.

«Красок я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками. <…> Первая картинка — арбуз — вдруг на наших глазах превратилась в живую. <…> Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, — чудо! чудо!»

Илья Репин

Когда Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов — в Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец».

Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург — учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств.

Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским, которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым, а также критиком Василием Стасовым.

Однако молодой живописец жил в бедности. Он подрабатывал, продавая свои картины. Одно из жанровых полотен — на нем Репин изобразил студента, наблюдающего в окно за девушкой, — купили за довольно крупную сумму. Художник вспоминал: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!» Кроме жанровых картин Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал Веру Шевцову, которая через три года стала его женой.

За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.

К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина понравилась. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Вскоре художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. В письме Стасову он жаловался: «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей».

Вернувшись в Россию, Репин собрал свой «большой запас художественного добра», переехал из Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин познакомился со Львом Толстым, закончил картину «Крестный ход в Курской губернии», написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил к поступлению в Академию художеств никому не известного юношу по имени Валентин Серов. Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург.

За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке». В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына». В тот же период он написал полотно «Не ждали», портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.

В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Полотно приобрел император Александр III — цена в 35 тысяч рублей оказалась велика даже для Павла Третьякова.

В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств — на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет — до 1907 года.