Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1896) «Летний пейзаж со стадом у реки», 1880-е гг. Холст, масло. Слева внизу подпись: А. Саврасовъ . Подпись авторская, исполнена в два цвета, по начертанию идентична автографам художника, имеет общий с живописью кракелюр старения.
Живописный язык и изобразительные приемы, выработанные Саврасовым, полностью адекватны предмету изображения. Его живопись тонкослойна, почти прозрачна. Фактурный мазок без резких перепадов фактурных форм лишь подчеркивает необходимые художнику детали.
Работа Саврасова Алексея Кондратьевича (1830-1896) «Летний пейзаж со стадом у реки», 1880-х гг. имеет музейное и художественное значение, рекомендуется для приобретения в художественную коллекцию.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1896)
Алексей Саврасов увлекался живописью с детства. Уже в 19-летнем возрасте он был художником, которого знали в кругах петербургской интеллигенции и даже называли «надеждой русского искусства». Художник создал особый жанр русского пейзажа: он писал обыденные для средней полосы России виды, наполняя их особой тонкой лирикой. Позже Саврасов преподавал в Московском училище живописи и ваяния и воспитал целое поколение именитых отечественных художников.
Алексей Саврасов родился в Москве в 1830 году, в небогатой
семье торговца галантерейными товарами. Детство будущего художника прошло в
живописных местах Замоскворечья. С 12 лет он начал самостоятельно заниматься
живописью, рисовал пейзажи акварельными красками на популярные в то время
романтические сюжеты, которые видел в журналах. Отец не разделял увлечения
сына. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в
купеческое сословие, иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил
его дело. Он считал художников ремесленниками и малярами, а искусство — делом
неприбыльным и несерьезным. Однако талант Алексея Саврасова оценили рыночные
торговцы, которые скупали его пейзажи и продавали с наценкой.
В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Но у семьи настали тяжелые времена: после тяжелой болезни умерла мать художника, и ему пришлось на несколько лет оставить учебу, чтобы помогать родным. Саврасов вернулся в училище в 1848 году, и ему повезло попасть в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу. Рабус вел практические занятия и лекции по теории живописи, рассказывал ученикам о Леонардо да Винчи, Рафаэле и Гёте. Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства». Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника.
Саврасов размышлял над важной проблемой, которая стояла перед изобразительным искусством XIX века: как найти прекрасное в обыденности и как перенести его на холст, не нарушая правды жизни.
Саврасов писал русскую природу средней полосы, в окружении которой живет обычный человек: широкие плодородные поля с бедными деревеньками, холмы, равнины и леса. На период его становления пришелся рубеж двух художественных стилей — романтизма и реализма. В начале XIX века живописцы искали романтические идеалы, считали изображение быта крестьян недостойным «высокого» искусства. А Саврасов осваивал традиции романтизма и стремился к большей естественности и реалистичности: в его творчестве переплетались обе традиции, и ни одна из них не доминировала.
В 1854 году выставку, на которой представляли свои работы студенты училища, посетила великая княгиня Мария Николаевна. Она приобрела полотно Саврасова «Степь с чумаками вечером» для своей личной коллекции. Это было неожиданно и для учащихся, и для преподавателей, ведь в собрании княгини хранились работы лучших европейских и русских художников. Мария Николаевна пригласила Саврасова в свой загородный особняк под Петербургом: там он писал пейзажи с натуры. За полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов в возрасте 24 лет получил звание академика. На него посыпались заказы на копии картин европейских пейзажистов и мариниста Ивана Айвазовского, которых любила знать. За такую работу хорошо платили, у Саврасова был шанс стать востребованным придворным художником, но он решил уехать обратно в Москву.
Москве остались друзья и близкие люди. В этот период Алексей
Саврасов женился. Его супругой стала Софья Герц, сестра Константина Герца, с
которым Саврасов дружил в студенческие годы. Их брат, искусствовед Карл Герц,
также оставался близким другом Саврасова долгие годы.
В 1867 году Саврасов создал полотно «Сельский вид». Картина
стала важным этапом для художника: виды и состояния природы, которые он
запечатлел в своей работе, позже станут типичными для всего его творчества. Это
характерный для средней полосы России пейзаж: равнина, небольшие холмы,
изогнутые речки, деревеньки на горизонте. На первом плане Саврасов изобразил
старика-пасечника, который отдыхает около пчелиных ульев в окружении весенних
яблонь и ив. Вся картина наполнена светом: художник передал прозрачность
воздуха и неуловимый момент, когда деревья пробуждаются после долгой зимы.
На полотне «Лосиный остров в Сокольниках» русскую природу живописец изобразил без прикрас: болото, лужи, чахлые карликовые кусты, и вдалеке, на фоне серого неба с тучами, величественные сосны. Искусствовед Карл Герц писал о картине: «Нельзя не смотреть без внутреннего удовольствия на произведение, в котором художник умел так поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы. Так смотреть на природу умеют только глаза поэта или художника… На первом плане — местность, изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. Луч солнца, прорезывая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо. Среди печальной зелени леса этот луч солнца так хорош, так радостен…»
Расцвет творчества Саврасова пришелся на 1870-е годы. Он
по-прежнему преподавал в Московском училище, и одним из его учеников был Исаак
Левитан, которому Саврасов часто говорил: «Лови всегда весну, не просыпай
солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной
и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков
было слышно». Весна была любимым временем года художника.
(«Грачи прилетели» — чудесная картина, такая же поэтичная, в
одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к
«Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная
равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной
сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна… И вот чувствуется, как по этой
сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое
дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд,
встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Александр Бенуа,
художник, искусствовед.)
Саврасов представил картину на первом вернисаже Товарищества передвижных художественных выставок. Он входил в состав учредителей и был членом правления. Полотно купил для своего собрания Павел Третьяков за внушительную сумму — 600 рублей . В этот же период Алексей Саврасов написал «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Вид на Кремль», «Проселок». Он изображал привычные обыденные виды, природу средней полосы, по-прежнему наполняя пейзажи тонкой лирикой и романтическим настроением.
В конце 1870-х годов период расцвета сменился острым
кризисом: Саврасов тяжело заболел, и от него ушла супруга. В творчестве он
возвращался к прежним мотивам, к романтическим эффектам. Его ученик, художник
Константин Коровин, в книге «Моя жизнь» так вспоминал об этом периоде:
«В училище говорили, что Саврасов болен. Когда мы собрались
в мастерской, приехав из разных мест, то стали показывать друг другу свои
летние работы, этюды. Неожиданно, к радости нашей, в мастерскую вошел Саврасов,
но мы все были удивлены: он очень изменился, в лице было что-то тревожное и
горькое. Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он
был крайне бедно: на ногах его были видны серые шерстяные чулки и опорки вроде
каких-то грязных туфель… «Ну что, — сказал он, как-то странно улыбаясь, — давно
я не был у вас. Да, да… давно. Болен я и вообще…»
Художника уволили из училища, в котором он работал 25 лет.
Друзья старались помочь ему, но безрезультатно. Он продолжал писать, а его
работы этого периода за бесценок скупали перекупщики.
Алексей Саврасов умер в 1897 году в Москве. Он воспитал целую школу художников. Среди его учеников были такие мастера, как Михаил Нестеров, Константин Коровин, Лев Каменев, которые с теплотой и благодарностью вспоминали своего учителя. Исаак Левитан писал: «Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».