Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Шемякин Михаил Михайлович «Натюрморт». 1972 год. Бумага, тушь, смешанная техника. Размер: 12,8х15,7 см.
Цена: 1 000 000 рублей
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
Михаил Шемякин – советский, американский и российский художник, скульптор.
Лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный художник
Кабардино-Балкарии и Адыгеи, почетный доктор университетов Европы, Америки и
России. Вынужденный эмигрировать под угрозой уголовного преследования в начале
1970-х годов, талантливый недоучка с диагнозом «вялотекущая шизофрения» покорил
Европу и Америку, став известнейшим художником современности.
Родился Михаил Михайлович Шемякин в российской столице в мае 1943 года. У
художника кабардинские корни: отец, рано осиротев, получил фамилию Шемякин от
отчима. Его родной отец принадлежал к старинному кабардино-балкарскому роду
Кардановых. У мамы художника – актрисы Юлии Предтеченской – дворянские корни.
Дед Шемякина по матери – выпускник Морского инженерного училища в Кронштадте.
По словам художника, его деды «были расстреляны и в вицмундирах похоронены».
Юлия Николаевна, в годы войны переехавшая из родного Ленинграда в Москву и
работавшая в Театре на Таганке, родила сына от второго мужа, полковника
Шемякина. Вскоре после рождения первенца женщина перебралась к мужу,
назначенному комендантом городов Восточной Германии. До 14 лет Михаил Шемякин
рос в ГДР.
В 1957-м году семья вернулась в Ленинград. Поселились в коммуналке из 38 комнат.
Миша с мамой, отцом и тетей жили в одной из комнат. Отец, кадровый военный,
мечтал для отпрыска той же судьбы, но Шемякин-младший бредил искусством, чему
радовалась мама-актриса. В Германии подросток часами рассматривал альбомы с
картинами Винсента Ван Гога, Иеронима Босха и Поля Гогена.
Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодарский край, а юного Михаила
Шемякина, за ночь нарисовавшего иллюстрации к пушкинской сказке о царе Салтане,
зачислили на 2-й курс средней художественной школы при Институте живописи имени И.Е. Репина.
Проучился Шемякин 4 года: студента отчислили за «эстетическое развращение
сокурсников». Михаил щедро делился с коллегами знаниями о западном искусстве,
почерпнутыми из запрещенных в Союзе книг. В 1961 году донос в КГБ поставил
точку в образовании.
Последовала темная полоса биографии. Чтобы выжить, Михаил Шемякин брался за
любую работу: трудился чернорабочим, почтальоном, вахтером, такелажником в
Эрмитаже. Ночью копировал полотна старинных мастеров, экспериментировал.
К бывшему однокурснику наведывались друзья, что не нравилось соседям по
коммуналке. Последовавший очередной донос в КГБ и вызов «на разговор» окончился
для Шемякина скверно: расспросив художника о боге и дьяволе, его отправили в
психиатрическую клинику. В медицинской карте появился диагноз: «Вялотекущая
шизофрения».
Полгода инъекций и таблеток едва не превратили художника в инвалида. Первая
«выставка» работ состоялась в клинике: лечащий доктор Шемякина показал
студентам-практикантам иллюстрации пациента к произведениям Мориса Дрюона.
Таким образом психиатр «проиллюстрировал» течение шизофрении у подопечного.
Стараниями матери Михаил покинул стены клиники. После «лечения» у него
появилась аллергия на краски, ночами мучили кошмарные сны. Два года художник
возвращался к нормальной жизни в горах Абхазии.
Желание быть поближе к искусству снова привело Михаила Шемякина в Эрмитаж,
где он устроился разнорабочим. Трудился в бригаде, где две трети коллег были
такими же непризнанными художниками.
В 1962 году состоялась первая выставка картин Шемякина, которую организовал
ленинградский журнал «Звезда». С творчеством мастера познакомились Юрий
Любимов, Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке, питерская интеллигенция. Спустя
2 года выставку произведений рабочих Эрмитажа устроил директор, за что
поплатились все – и руководство, и сами непризнанные художники.
Михаил Шемякин снова остался без работы, пережил несколько обысков, во
время которых конфисковали репродукции религиозной тематики, запрещенные книги,
письма матери. Безработного грозились выслать из города за тунеядство.
В 1967 году Шемякин организовал художественную группу «Петербург». В
тандеме с философом Владимиром Ивановым взялся за поиск новых форм иконописи. 2
года был послушником в мужском Псково-Печерском монастыре. Выставки картин
Михаила в стиле андеграунда раздражали и власть, и коллег, творивших в
традиционных, дозволенных рамках.
Работами Михаила Шемякина заинтересовались на Западе. Дочь эмигрантов,
галеристка Дина Верни, помогла эмигрировать супруге художника, с которой он
предварительно развелся. Вскоре за женой и дочерью последовал Шемякин. Его
отправили в эмиграцию, не позволив взять даже маленького чемодана с вещами.
В Париже Михаила встретили родные и Верни. Во Франции началась новая жизнь
художника, поначалу трудная и на грани нищеты. Друзья помогли найти угол в
покинутом бильярдном клубе. Зато Шемякин наслаждался свободой, запоем читал
запрещенные книги, изучал западное искусство и рисовал.
Серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево
Парижа» принесли Михаилу Шемякину славу. С картинами российского мастера
европейцы познакомились на выставке, организованной дизайнером Жан-Клодом
Гобером в середине 1970-х годов. Заказы, контракты посыпались на мастера как из рога
изобилия. Желающие купить его картины выстраивались в очередь.
Вскоре культурная среда Парижа показалась Михаилу Шемякину скучной. Он
работал без устали – рисовал, ваял скульптуры, издавал альманах «Аполлон»,
открывая Западу имена русских авангардистов и импрессионистов. Но Франция все
больше «давила» художника мелкобуржуазностью и сытым покоем. Побывав в
Нью-Йорке, Шемякин попал в родную стихию: ощутил бешеный темп жизни и попал в
гущу мировой творческой мастерской.
В начале 1980-х годов Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. Семья
предпочла теплую и спокойную Грецию. Первые годы мастер обитал в Сохо, в
середине 80-х превратившегося в мекку художественной богемы Нью-Йорка.
Через 8 лет Шемякин приобрел заброшенный замок в двух часах езды от
бушующего города, в Клавераке. Разместил в просторных комнатах скульптурную и
художественную мастерские. Вскоре он стал действительным членом Нью-Йоркской
академии наук и академиком искусств Европы. В России с многогранным творчеством
Михаила Шемякина познакомились в конце 1980-х годов.
Первая супруга Ревекка Модлина родом из Ленинграда, художница и скульптор. Брак с Шемякиным был для нее третьим. В 1964 году родила мужу дочь Доротею Шемякину. Дочь пошла по стопам родителей и стала художницей, книжным графиком.
Со второй женой – переводчицей Сарой де Кэй – художник познакомился благодаря дружбе с Владимиром Высоцким. Сара переводила американский фильм о советском барде. Ей рекомендовали связаться с другом Высоцкого.
Михаил Шемякин,
Владимир Высоцкий и… Петр I. Посмертную маску великого императора Михаил
заказал в мастерских Эрмитажа, и именно Высоцкий первым предложил ему идею
создания знаменитого памятника, установленного сейчас в Петропавловской
крепости.
По словам Шемякина, женщина восприняла рекомендацию буквально и связала с
ним жизнь. Вместе пара более 20 лет.
В России художник и скульптор бывает часто. По его признанию – живет в
самолете. В Москве и Санкт-Петербурге осуществляются почти все проекты мэтра.
Он оформляет спектакли, организовывает художественные и скульптурные выставки,
возводит памятники.
Талант Шемякина многогранный. Памятник Петру I работы мастера стоит в
Петропавловской крепости. В костюмах, нарисованных художником для балета
«Щелкунчик», выступают артисты «Мариинки». Ювелирные изделия, придуманные
художником, воплотил ювелирный дом SASONKO.
У Михаила Шемякина, называющего сон неоправданной роскошью, хватает времени
рисовать полотна, организовывать музыкальные фестивали, сниматься в
телепроектах и даже придумывать елочные игрушки.
Награды:
1971 – Награжден медалью на конкурсе книги в Венеции за иллюстрации к
сборнику «Классическая испанская эпиграмма»;
1984 – Удостоен почетной докторской степени Университета Сан-Франциско;
1987 – Почетная докторская степень Европейской академии искусств Франции;
1989 – Почетная докторская степень Cedar Crest College, Аллентаун, штат Пенсильвания;
1993 – Государственная премия в области литературы и искусства Указом
Президента России Бориса Ельцина;
1994 – Орден «Кавалер искусств и литературы» Министерства культуры Франции;
1996 – Почетные докторские степени: Российского государственного
гуманитарного университета (РГГУ; Москва) и Университета Кабардино-Балкарской
республики, Нальчик;
1997 – Президентская премия;
1998 – Золотая медаль «Достойному» Российской академии художеств;
2001 – Премия «Золотой софит» — как лучший театральный художник 2001 года
(Санкт-Петербург);
2001 – Премия «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга;
2002 – Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника
в музыкальном театре» (за спектакль «Щелкунчик» в Мариинском театре);
2002 – Специальный приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в театре
(Санкт-Петербург);
2009 – Орден Дружбы;
2018 – Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в Российскую
культуру».