Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Шишкин И.И. «Тихий вечер». Офорт №12 из альбома «60 офортов профессора И.И. Шишкина. 1870-1892». Собственность и издание А.Ф. Маркса в Санкт-Петербурге. Российская Империя, 1881 год. Бумага, офорт.
Размер: 40,5х30,5 см. (лист), 17,5х13 см. (оттиск).
ШИШКИН Иван Иванович (1832-1898)
И.И. Шишкин — тонкий рисовальщик карандашом и пером, был гравером-профессионалом. Он создал за свою жизнь свыше ста листов, посвятив их целиком изображению родной русской природы. Его офортные работы отличаются тонким знанием природы, прекрасным и верным рисунком и совершенной техникой.
И.И. Шишкин — замечательный художник русского пейзажа — с офортом бегло познакомился в 1863 году в Швейцарии у Коллера. Основательно он стал им заниматься в Петербурге в кругу художников-передвижников в основанном ими «Обществе русских аквафортистов» (1871 — 1874).
Наряду с живописью он много времени и сил уделял изготовлению офортных досок. Работал он углубленно и сосредоточенно. Нам известно множество пробных оттисков, сделанных с досок в процессе их изготовления. Кроме обычного приема иглой, И.И. Шишкин применял мягкий лак, акватинту, сухую иглу. Материалами для его граверных произведений служили многочисленные его натурные рисунки.
Своими автографическими офортными произведениями И.И. Шишкин намного расширил круг своих зрителей, привлекая их внимание к родной русской природе. В этом была огромная заслуга И.И. Шишкина, создавшего свыше сотни офортов, выходивших в свет отдельными произведениями или целыми сериями.
В 1868 году выходит первый альбом его гравюр (шесть литографий) — «Этюды с натуры пером на камне», а в мае 1873 года подготавливает и сам печатает первый альбом офортов (11 листов), выпущенный в качестве премии «Общества поощрения художников». Следующие две папки выходят в 1878 и в 1886 годах, ну и, как кульминация, в 1894 году выходит альбом «60 офортов И. И. Шишкина. 1870 — 1892» (изд. А.Ф. Маркса, Спб.). Кроме того, И.И. Шишкин создал более двух десятков автоцинкографий (так называемый выпуклый офорт), специально предназначенных в качестве приложений к журналам «Пчела», «Свет» и «Нива».
Талант нашего бесподобного пейзажиста, полагаем, достаточно известен повсюду в России, где теплится хотя бы малейший интерес к искусству. Его многолетняя усидчивая деятельность произвела многое множество картин, рисунков и гравюр, разошедшихся в массе художественной публики, и кто из видавших эти произведения многозаслуженного профессора не удивлялся его глубокому знанию форм и эффектов русской природы и его мастерству передавать ее впечатления тонко, внятно, характерно. Кого не восхищали его виды непроходимых лесных трущоб, какие можно встретить только на нашем севере, его портреты елей и сосен, растущих на песчаных обрывах или среди густых папоротников, его веселые дорожки и просеки в березовых и дубовых рощах, его широко расстилающиеся луга у берегов рек и речек, его благодатные нивы, покрывающие гладкие и холмистые местности, и, наконец, его угрюмые финляндские и крымские скалы, нависшие над морем или над загроможденным ущельем. И все эти разнообразные мотивы русского ландшафта передаются художником в высшей степени своеобразно, с ему одному свойственным пониманием и чувством природы, свидетельствующим о его безграничной любви к родине.
Эта оригинальность, в связи с мастерством рисовальщика и вообще техники, ставит Шишкина высоко среди пейзажистов не только России, но и Западной Европы. Всякий раз, когда знаменитый художник кладет в сторону кисти и вооружается карандашом, рисовальным пером или гравировальною иглою, под его рукою создаются пейзажи замечательные столько же по силе и гармоничности тонов, сколько и по магистральности рисунка. Мы должны указать по поводу лежащей пред нами серии его офортов, которой он только что увеличил свой уже и без того почтенный гравировальный oeuvre. В этом его альбоме, что ни лист — великолепная картина, целиком схваченная из природы, но опоэтизированная чувством художника, и притом исполненная с таким совершенством, которому мог бы позавидовать любой из знаменитейших европейских мастеров.
Ни об одном из наших современных художников не хочется сказать так много и по душе, как об Иване Ивановиче Шишкине, и едва ли кто-нибудь из его товарищей представляет собою такой цельный и законченный образ, такую характерную фигуру, какою является этот истинный «поэт природы».