Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптура «Арабский шейх на лошади». Российская Империя, конец XIX - начало XX века. Автор: Е.А. Лансере. Литейное предприятие: Феликс Шопен. Бронза, литье, патинирование.
Размер: 46,6х48,8 см.
Скульптура опубликована в книге: Evgueni Alexandrovitch Lanceray le sculpteur russe du cheval. Автор: Geoffrey Walden Sudbury. Издательство: FAVRE, 2006 год, стр. 39 и 121.
Также скульптура опубликована в книге: Евгений Лансере. Альбом скульптурных моделей. Автор: Л.А. Дементьева. ГИМ. Москва, 2011 год, с. 6, 17 и 112.
В списках работ Е.А. Лансере названа: «Арабский шейх», «Арабский шейх на лошади», «Араб верховой в богатом национальном костюме», «Араб верховой в национальном костюме», «Бедуин».
Kопмпозиция создана до 1878 года. По данным Дж. Садбери, она выполнена в 1876 году. В том же году модель в воске экспонировалась на парижском Салоне. По мнению Садбери, одним из свидетельств датировки модели этим годом является портрет супругов Лансере в мастерской скульптора, на котором Евгений Александрович работает над моделью «Арабский шейх».
На рисунке, в настоящее время хранящемся у наследников скульптора, есть подпись «Мэри» и дата «1877». По воспоминаниям Александра Бенуа, брата Екатерины Лансере, после свадьбы Евгения и Екатерины, состоявшейся в 1874 году, молодые «уехали в Париж, где и прожили всю зиму. Там то и сделала высокоталантливая ученица Зичи - Мери Эттингер их необычайно удачный двойной портрет».
Речь идет о княгине Марии Васильение Эристовой, урожденной Этлингер (1857-1934, художественный псевдоним Мэри), являвшейся ученицей известного художника и графика М.Л. Зичи (1927-1906). В 1876-1880 гг. Зичи жил и работал в Париже, где в своей мастерской обучал многочисленных учеников, в том числе и упомянутую в мемуарах Бенуа Мэри.
Воспоминания Бенуа относятся к событиям 1874 года, рисунок с изображением модели датирован 1877 годом. Однако несмотря на это расхождение, несомненным является то, что на изображении 1877 года представлена композиция «Арабский шейх».
В 1878 году Ф. Шопен приобрел патент на отливку модели. На отливках устанавливались: подпись скульптора ЛЪПИЛЪ Е. ЛАНСЕРЕ, фирменная маркировка литейщика Ф. ШОПЕНЪ и патентное клеймо ОТЪ М.Ф. НА 10 ЛЪТЪ. 1878.
Первоначальное название композиции, вероятно, «Бедуин». Так модель в воске была представлена в Париже и на выставке в Академии художеств в Петербурге в 1878 году. На выставке Е.А. Лансере и А.Л. Обера в 1886 году композиция впервые значилась как «Арабский шейх».
Композиция помещена на овальном основании, «земле», с гладким овальным поколем. Известны отливки без цоколя.
Изображен предводитель одного из арабских племен, сидящий верхом на лошади. Он одет в традиционную одежду, на голове - накидка, перевязанная свернутым в им в жгут платком.
Горделивая величественная осанка Бедуина говорит о его свободолюбивом характере. Чистоту арабской крови и славу предков бедуины ценили намного выше богатства и славы. «Кочевой араб, гордясь собственным происхождением и ценя выше всего в мире принадлежность к древнейшему из народов, не менее гордится происхождением своей лошади, про которую он верит, что она дарована ему богом в виде особого благоволения» (князь А.Г. Щербатов, граф С.А. Строганов. Книга об арабской лошади. СПб. 1900 // Арабская лошадь. М., 2003. С. 12.).
Композиция, созданная задолго до поездки скульптора в Алжир (1883), - дань увлечению экзотическим миром Ближнего Востока, охватившему европейских и, в первую очередь, французских художников. Тема Ближнего Востока была ведущей на выставках парижского Салона в середине 1870-х годов. В ХІХ веке таинственный мир Северной Африки стал источником творческого вдохновения для французских мастеров пластики. Знаменитые походы Наполеона в Египет, военные вояжи французских легионеров в Тунис, Алжир, Марокко открыли европейцам неизвестную жизнь кочевых народов, полную свободы и романтики.