Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптурная композиция «Царский сокольничий». Российская Империя, конец XIX века. Скульптор: Евгений Напс. Бронза, литьё, золочение.
Размер: высота - 30,5 см.; длина - 20 см.
НАПС Евгений Иванович (Эжен-Иоган)
Напс Евгений Иванович - скульптор-самоучка, реставратор,
рисовальщик и живописец. Из семьи прибалтийских немцев. Работал в
Санкт-Петербурге. Занимался реставрацией фарфора, мелкой пластики и бронзовой
скульптуры для антикваров и коллекционеров. Выполнял редукции (уменьшенные
копии) и вариации произведений русских скульпторов для столичных бронзолитейных
фирм. В 1878 году в литейной мастерской Смирнова по уменьшенной Напсом модели
был отлит бюст Суворова работы В.И. Демута-Малиновского. На раннем этапе
творчества Е. Напс не раз пользовался сюжетами Е.А. Лансере и в целом находился
под его сильным влиянием, что отражено в таких его скульптурных группах, как
«Генерал М.Д. Скобелев на коне» (бронза), «Зимняя тройка» (бронза), «Казак
верхом» (бронза). Известные работы Напса — скульптурная группа «Телега с тремя
лошадьми и пятью седоками переезжает через мостик» (бронза), статуэтка «Пластун
Сайкин в дозоре» (бронза), два парных подсвечника «Фонарщики» (бронза) и
чернильница «Дровосек за обедом» (бронза) — широко тиражировались Каслинским и
Кусинским заводами в начале XX века. Все известные работы Напса свидетельствуют
о его профессиональном владении бронзолитейным искусством.
Существует версия, что
под псевдонимом «Напс» работал Евгений Лансере. Работы Напса отливались на
бронзовой фабрике Верфеля — конкурента мастерской Ф. Шопена, заключившего с
Лансере кабальный договор на длительную перспективу (как оказалось потом —
почти на всю жизнь скульптора), работать под своим именем с другими
бронзолитейными мастерскими Лансере не мог. Основание для такого предположения
— единство стиля, приемов лепки, скудность сведений о реставраторе Евгении
Напсе, вечное безденежье многосемейного Лансере и известная склонность к
мистификаторству его художественного окружения.