Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптурная композиция «Черкес с Кавказа». В списках работ Лансере названа: «Осетин на коне в бешмете и папахе, слева привязана глиняная кубышка»; «Осетин на коне». Российская Империя, Санкт-Петербург, 1877-1900 годы. Модель 1877 года. Автор: Е.А. Лансере. Отливка фирмы художественной бронзы Н.Ф. Штанге. Бронза, литьё, патинирование. Поводья утрачены.
Размер: 22,5х16,1 см.
Композиция была создана наряду с произведениями других художников, посвященных «кавказской теме», экспонировалась на выставке в Обществе выставок художественных произведений при Академии художеств.
Один из древнейших народов Северного Кавказа – осетины (самоназвание – ирон, дигорон) издавна жили в районах в средней части Кавказского хребта. Северная Осетия была присоединена к России в 1774 году, а Южная Осетия, находившаяся в зависимости от Грузии, - в 1801 году.
В одном из названий композиции упомянут традиционный костюм осетин – бешмет, верхняя одежа, которую надевали на рубаху. Бешмет был как мужской, так и женский повседневной одеждой. На груди бешмета крепились газырницы – кармашки с гнездами для газырей (трубочки с отмеренным количеством пороха). Считается, что позже газырницы стали украшать черкеску, которая у осетин являлась парадной, праздничной одеждой. Завершает костюм осетина высокая лохматая шапка с выпуклым верхом, который обыкновенно делали из мягкого войлока. Шапка так высока, что её верх слегка наклонён. Такая шапка относится к наиболее архаичным типам головных уборов многих народов Северного Кавказа.
ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович
Евгений Александрович Лансере (12 [24] августа 1848, Моршанск — 23 марта [4 апреля] 1886, Нескучное, Харьковская губерния) — русский скульптор-анималист, Почётный вольный общник Академии художеств (1876 г.).
Сын статского советника Людвига Пауля (Александра Павловича) Лансере (1815—1869) (сына майора наполеоновской армии Пауля Лансере, получившего русское подданство) и Элеоноры Антоновны Яхимовской (1824—1856), воспитанницы баронов Ворнезиус (живших в Моршанске).
Родился в Моршанске, поступил в местную гимназию. С детства в своих работах выбрал тему, которой будет увлечен всю жизнь, — лошадей. Впоследствии, молодой скульптор совершит ряд дальних поездок по Центральной Азии, Кавказу и Северной Африке, добавив в своё творчество многие этнические образы (Афганец, Араб и др.), значительно обогатившие его творчество.
В 1861 году вместе с семьей переезжает в Петербург. Там окончил 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию и юридический факультет Петербургского университета. Специального художественного образования не получил и занимался лепкой самостоятельно, пользуясь советами Н. И. Либериха. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. 1874 году был признан почетным вольным общником Академии Художеств. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.
Был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Всего он создал около 400 произведений. Его работы представлены в экспозиции Радищевского музея, Национальном художественном музее Белоруссии, хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, и др.
Его сын и дочь — Евгений Евгеньевич и Зинаида Евгеньевна стали художниками, младший сын Николай Евгеньевич — архитектором.