Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптура «Киргиз на лошади». Российская Империя, конец XIX - начало ХХ вв. Каслинский чугунолитейный завод (Касли). Модель: А.Л. Обер (1872 г.). Литейщик: А. Тепляков. Чугун.
Размер: высота - 38 см.; основание - 36х14 см.
Опубликована в каталоге: «Литье Каслинского завода Кыштымского округа» Спб, 1900 г. №19 – «Киргиз на лошади (раб. Обер)».
Широкую известность в России и далеко за ее пределами завоевал своим чугунным литьём знаменитый Каслинский завод. Он был основан на Урале в 1747 году, но лишь в первой трети XIX века в ассортименте его продукции появляется собственно художественное литьё. Последующие десятилетия – время неуклонного роста художественного чугунного литья в Каслях. Для воспроизведения в чугуне предоставляли свои модели ведущие русские скульпторы Е.А. Лансере, А.Л. Обер, Н.И. Либерих, П. и М. Клодт и многие другие.
Рассматриваемая скульптура являет собой прекрасный образец каталожной скульптуры Каслинского завода, представляющий бесспорный художественной, антикварный и коллекционный интерес.
ОБЕР Артемий Лаврентьевич (1843–1917)
Обер Артемий Лаврентьевич - русский скульптор-анималист. Происходил из московской семьи обрусевших французов, был связан родственными отношениями с семьями Бенуа, Лансере и Кавос. В 1864-1865 году учился в Императорской Академии художеств, затем пять лет в Париже у знаменитых анималистов А. Бари и Э. Фремье. В основном жил в Санкт-Петербурге. В 1993 году был награжден статусом академика. Постоянный участник годичных академических выставок, призер парижского художественного Салона, Венского и Мюнхенского Сецессионов, Всемирных Промышленных выставок в Лондоне, Берлине и Париже.
ОБЕР Артемий (Артур( Лаврентьевич (1843–1917)
Обер Артемий Лаврентьевич - русский художник, мастер скульптурной анималистики, представитель романтизма и модерна.
Родился в Москве 10 марта 1843 в семье обрусевшего француза, управляющего Конторой императорских театров. Сперва учился на медицинском факультете Московского университета, затем посещал петербургскую Академию художеств в качестве «вольноопределяющегося» (1864–1865). Продолжил художественное образование в парижской Рисовальной школе (1865–1870), где его наставником был выдающийся скульптор-анималист А.Л. Бари. Работал в Париже в 1894–1899, отливая свои вещи в керамической мастерской Биго. Участвовал в выставках «Мира искусства». Жил преимущественно в Петербурге.
В качестве финального материала обычно предпочитал бронзу. Выдвинулся как мастер «кабинетной» малой пластики. Наряду с изображениями животных создавал типажно-этнографические фигуры разных народностей (Туркмен на коне, Бретонка; обе работы – 1880-е годы, Третьяковская галерея). Однако уже в ряде ранних работ (Лев, пожирающий газель, 1892, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург; и др.) проявил яркие задатки монументалиста, автора крупных и динамичных образов. Выступил в числе реформаторов романтической пластики, усилив в ней иррационально-стихийное начало, непосредственно переходящее в искусство модерна. Среди характерных произведений Обера – Борзая с лисицей (1881 г.), Бык-победитель (1885 г.), Волк (1900 г.). Зрелыми образцами русского символизма являются его керамические композиции: блюдо с головой Горгоны, Морское чудище, блюдо с головой льва (все – 1898 г.), а также бронзовая аллегорическая группа Бедствие (отлив начала 1890-х годов по оригиналу 1889 г.; все – в Русском музее) – с задрапированной Смертью, несущейся на двух фантастических зверях.
Как монументалист исполнил, в частности, фигуру коня для киевского памятника Б.М. Хмельницкому (работы М.О. Микешина; 1888 г.) и декоративные скульптуры московского Бородинского моста, выстроенного к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года (архитектор Р.И. Клейн; 1912 г.).
Умер Обер в Петрограде в 1917 году.
Литература: Самойлов А.Н. А.Л. Обер. – В кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX в., т. 2. М., 1971.