Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптурная композиция «Кринолиновая пара» («Леди и джентльмен»). Германия, середина XIX века. Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура (Мейсен, Meissen). Модель: Иоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kändler, 1744 год). Фарфор, роспись.
Johann Joachim Kändler (1706, Фишбах близ Арнсдорфа, Саксония - 1775, Мейсен)
Иоганн Иоахим Кендлер — немецкий скульптор-миниатюрист,
наиболее известный своими работами в области мейсенской фарфоровой скульптуры.
Известен тем, что создал целый ряд типов декора и приёмов моделировки, которые
оказали существенное влияние на развитие европейского художественного фарфора.
Родился рядом с Дрезденом, получил классическое образование, учился у
скульптора И.Б. Томе, затем работал Иоганна Якоба Киршнера, а в 1731 году
сменил его на посту главного модельера Мейсенской фарфоровой мануфактуры,
принадлежавшей Августу II Сильному, которую возглавлял на протяжении 44 лет и
которая получила мировую известность именно в этот период. Был финансово успешным,
обзавёлся собственным виноградником, но умер в долгах. Его учениками были
несколько впоследствии известных скульпторов Германии.
Работал в стиле рококо, создавал столовые сервизы и различные по размерам и
жанрам статуэтки, объектами которых становились в основном персонажи
итальянских комедий, актёры, служанки, ремесленники, а также библейские события
и сцены природы с фигурами птиц и зверей; кроме этого, создал несколько
портретных бюстов. Большинство работ Кендлера богато декорированы, для них характерны
живое восприятие натуры, яркость красок, динамика и свобода форм. Одно из
наиболее известных его произведений — сделанный для Генриха фон Брюля и
состоящий из более чем 2200 отдельных произведений сервиз «Лебединый», над
которым скульптор работал с 1737 по 1741 год, и созданные в период с 1738 по
1740 год статуэтки птиц для Японского дворца в Дрездене. Работы Кендлера ещё
при жизни мастера имелись почти при каждом европейском дворе, а ныне
представлены во многих европейских художественных музеях.
Фарфор Meissen (Мейсен)
Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен была основана в 1710 году во
времена правления курфюрста Августа Сильного. Для светской Европы мейсенский
фарфор сразу же стал предметом культа. Немецкий твердый, или настоящий, фарфор,
изготавливаемый на заводе Meissen, неподалеку от Дрездена, в Саксонии (нынешняя
Германия) с 1710 года до настоящего времени. Это был первый настоящий фарфор,
успешно произведенный в Европе, до приблизительно 1756 года он доминировал в
стиле европейского фарфора. Трудно сказать точно, когда первые предметы из
фарфора появились в Европе. Зато точно известна дата и место создания
европейского фарфора - 1710 год, Саксония.
Фарфор - для жителей Запада, помимо того, что был предметом роскоши,
почитался как одно из величайших достижений культуры Востока и как одна из
величайших ее тайн. Когда в начале XVIII столетия в Германии смогли воссоздать
рецепт фарфора, для современников это событие было подобно чуду… «Белое золото»
- фарфор, отмеченный синими мечами - знаком знаменитой Мейсенской порцелиновой
мануфактуры, первого европейского производителя фарфора. Сегодня фарфор,
созданный в первые десятилетия существования немецкой мануфактуры, ценится
наравне с произведениями старых восточных мастеров.
В 1709 году началось одно из самых удивительных научных и коммерческих
приключений последних трех столетий, того самого приключения, что привело
Иоганна Фридриха Беттгера к открытию белого твердого европейского фарфора.
Многие выдающиеся личности были в числе последователей Беттера, и каждый из них
внес огромный личный вклад в техническое и художественное развитие фарфора
Meissen.
Особняком среди них стоят Иоганн Грегориус Герольдт (Johann Gregorius
Hoeroldt), художник и знаток химии цвета, разработавший около 10 000 светящихся
превращающихся в стекло пигментов на основе оксидов металлов – которые по сей
день используются при росписи фарфора Meissen, и Иоганн Иоахим Кендлер (Johann
Joachim Kaendler), невероятно одаренный скульптор, создавший множество фигур,
скульптур и обеденных сервизов, продолжающих существовать на протяжении 300
лет. В основном благодаря техническому и художественному мастерству этих двоих
людей каждая из моделей с ее несравненным богатством цвета и динамичности может
быть выполнена и в наши дни. Времена Герольдта и Кендлера, позднее барокко,
времена Баха, и рококо, и Моцарта могут с уверенностью называться золотым веком
мануфактуры Meissen.