Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптура «Амур» («Маленький хулиган», «Le Petit Malin»). Франция, конец XIX века. Скульптор: Benedict Benoît Rougelet (1834-1894). Бронза, литье, патинирование.
Высота - 35 см.
Скульптура изображает мальчишку Амура, прячущего за спиной лук. Указательным пальцем правой руки, той самой, что спустила тетиву он с хитрым и довольным выражением лица указывает на результат своего деяния.
Трактовка образа Амура перекликается с образом Амура-Победителя с картины Караваджо, хранящейся в Берлинской картинной галерее. Бронзовый амур, так же как и его живописный предшественник Караваджо, резко индивидуален — очарователен, но не красив, зубы проглядывают сквозь хитрую ухмылку — весь вид его больше напоминает уличного хулигана, чем божество.
Хотя древние греки связывали с Эротом представления о глубочайших, и сильнейших проявлениях человеческой природы, они наделили его малым ростом, и в искусстве он предстает очаровательным крылатым малышом.
Амур служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей.
Скульптурная композиция «Маленький хулиган» является оригинальным образцом каталожной, то есть, выполненной на заказ по каталогу-прейскуранту фабрики изготовителя, французской интерьерной бронзовой скульптуры малых форм (так называемой «кабинетной»). Неординарный характер представленной скульптурной композиции подчеркивают – её размеры, качество её изготовления в материале, включая декоративное патинирование, и сам материал, из которого она изготовлена – бронза, так как с 1840-х годов основная масса интерьерной скульптуры малых форм во Франции изготавливались из дешевых цинковых композитных сплавов (так называемый шпиатр), и золотилась, или патинировалась под бронзу, и только дорогие заказные, каталожные изделия отливали из бронзы. К этой группе вещей относится и рассматриваемая скульптурная композиция. По своим художественно-стилистическим признакам, технике изготовления в материале, специфике декоративной патины и формы бронзовой подставки, и на основании расшифровки воспроизведения подписи автора модели, а так же, учитывая типологически близкие рассматриваемой работе аналоги, данный отлив в бронзе скульптурной композиции «Маленький хулиган» может быть датирован концом XIX века. Надпись на табличке «Par Rougelet MEDAILLE AU SALON» на основании указывает, что оригинальная авторская модель получила высокую оценку на Парижском Салоне.
Скульптура выполнена на высоком художественном и техническом уровне. Представляет художественный и музейный интерес. По времени изготовления относится к предметам антиквариата.
Benoît Rougelet dit Bénédict Rougelet (1834 – 1894)
Бенедикт (Бенуа) Ружеле - французский скульптор родом из Турна. Начал свое обучение в Лионе, затем в Париже на стипендию в 500 франков, которую получил при поддержке сенатора второй империи Alceste de Chapuys de Montlaville. С 1862 года работал под руководством скульптора Гийома Бонне. Также некоторое время творил в классах Джозефа-Хьюга Фабиша. Обладая живым характером, скульптор часто менял места жительства. Был модельным директором мастерской религиозной скульптуры, основанной отцом Рихтером, приходским священником Сен-Лоран-ле-Макон. С 1866 года работал в Париже в мастерской Франциска Дюре при Школе изящных искусств. Именно в это время Ружеле одержал победу в конкурсе на проект памятника знаменитому французскому художнику Жану-Батисту Грёзу в Турне. Этот памятник был открыт в 1868 году.