Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптура настольная «Маленький медвежонок лежа» из посеребренной бронзы на прямоугольной каменной подставке черного цвета (черный или «аспидный» сланец}. Российская Империя, Санкт-Петербург, бронзолитейная мастерская, 1890-е - начало 1900-х годов. Бронза, литье, гальзаническое серебрение, камень, полировка, общая сборка.
Размеры: 6х17х9 см.
Бронзовая патинированная отливка «Маленький медвежонок лежа», аналогичная по модели и материалу изготовления данному предмету (с той лишь разницей, что в данном случае бронза посеребрена и подставка каменная) демонстрировалась среди экспонатов русского раздела на Всемирной художественно-промышленной выставке в Лондоне в 1872 году.
Автором этой модели является крупный русский скульптор жанровых сцен и анималистики, имевший всероссийскую известность — академик Императорской Академии Художеств, Николай Иванович Либерих (1828-1883). Его скульптура малых форм пользовалась большой популярностью за высокопрофессиональную лепку, занимательность сюжета и высокие качества реалистической трактовки натуры, создававших в каждой работе неповторимый художественный образ.
Большое место в его творчестве занимали скульптуры на охотничьи сюжеты, в композициях которых присутствовали как фигуры охотников и их охотничьи трофеи, так и фигуры разных диких (лесных} животных. Из научной литературы известно, что в 1865 году. Н.И. Либерих получил приглашение на участие в царских охотах Александра II, где он лепил с натуры и зарисовывал различные охотничьи трофеи и пойманных животных. Результатом его «живых» и непосредственных наблюдений стали не только такие известные интерьерные модели (отливавшиеся затем на фабрике К.Ф. Верфеля в патинированной бронзе) как «Лисинский медведь», «Струнка волка», «Травля лисицы», «Отпазанчивание зайца», но и более камерные вещи со скульптурным декором, предназначенные для — функционального использования в рабочем кабинете и одновременно для украшения письменного стола. Так, например, письменный прибор со скульптурным декором «Медвежья семья» состоял из 11 разных предметов, в скульптурный декор которых входило изображение медведицы и маленьких медвежат. Отливались такие письменные приборы в конце XIX - начале XX вв. по моделям (или бронзовым образцам) Либериха на санкт-петербургских бронзолитейных предприятиях (на фабрике К.Ф. Верфеля с клеймами или без клейм на других, сегодня, неизвестных столичных мастерских). В состав такого письменного набора могла входить и скульптура «Маленький медвежонок лежа», которая в зависимости от формы и материала подставки служила прессом для бумаг, промокательным прессом, сигаретницей и настольным украшением (См.: Скульптура и графика Николая Либериха из собрания А. Егорова и К. Журомского. Каталог выставки. М., 2011, стр. 58-59, №34-35). Посеребрение бронзовой поверхности скульптуры «Маленький медвежонок лежа» свидетельствует о заказном характере вещицы, которая, скорее всего, являлась кабинетным украшением или памятным подарком.
Работа выполнена по модели Н.И. Либериха (год создания модели — период с 1865 по 1872 годы) с использованием каменной подставки в конце XIX века - начала 1900-х годов, сомнений в своей подлинности и принадлежности к работе столичных бронзовщиков не вызывает. Аналоги в бронзе и чугуне имеются в частных коллекциях и в государственных музейных собраниях. Имеет антикварное и историко-художественное значение. Может иметь интерес и для музейных фондов.