Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптурная композиция «Охотник с собаками и добычей». Франция, 1870 год. Автор: Артур Вааген (Arthur Waagen, 1834-1893). Металлический сплав, литьё, чеканка, гравировка, патинирование, светлый мрамор. На основании имеется подпись автора – «Waagen 1870».
Размер: высота – 55 см.; основание – 49х26 см.
Скульптурная группа из патинированного металлического сплава на овальном постаменте из светлого мрамора, изображает охотника верхом, в треуголке и камзоле, с охотничьим горном и хиршфэнгером на поясе. Рядом с лошадью бегут две охотничьи собаки. Одна из них вцепилась в ухо затравленному оленю. Охотник трубит знаменитый охотничий сигнал «Алали!», означающий, что зверь затравлен. Скульптурная группа покрыта темным зеленовато-серым патинированием. С необыкновенной тщательностью переданы мельчайшие детали растительного покрова, экстерьеры животных, сбруя коня и снаряжение охотника.
В Европе псовая охота верхом по праву считается одной из самых благородных. Такие страны, как Германия, Польша, Чехия — имеют вековые традиции этой охоты. Принято считать, что псовая охота с использованием охотничьего рога зародилась во Франции. Например, Людовик ХIV был страстным охотником. Этот вид охоты позволял представителям знати оставаться в седле. Непременной частью снаряжения верхового охотника был хиршфэнгер. Хиршфэнгер (нем. «Нirchfanger») - немецкий охотничий кортик для закалывания зверя. Появился в самом начале ХVI века в связи с новым видом загонной охоты. Зверя травили собаками, пока он не останавливался в изнеможении. Тогда вперед выезжал охотник и с коня или, спешившись, закалывал его ударом кортика. Этот способ охоты требовал высокого мастерства и хладнокровия, и с хиршфэнгером охотились только самые бывалые и опытные охотники. Этот вариант добивания зверя (оленя, косули, лани или кабана) коротким клинковым оружием был необходим для того, чтобы не ранить собаку случайным выстрелом. Чаще всего использовался на оленьей охоте, недаром хиршфэнгер буквально переводится как «ловец оленя», «олений нож».
За столетия был разработан целый ритуал охотничьего искусства. В Европе для верховой охоты используют особую породу лошадей и гончих собак. Охотник направляет свору гончих и общается с другими охотниками с помощью особых сигналов охотничьего горна (рога). Основное предназначение охотничьих сигналов тогда заключалось в подаче ориентиров в погоне за оленем. Различные разновидности охотничьих музыкальных инструментов (простые прямые рога и трубы) в большинстве своем могли издавать только один тип звуков и мелодия состояла из позывов различной долготы и краткости. Валторн как таковых на тот момент еще не существовало. Первая охотничья труба была изобретена в 1680 году. Тогда же были сочинены первые музыкальные произведения для нее - фанфары. Пятью годами позже изобретена труба, свернутая в полтора оборота, а в 1723 году появилась классическая труба для псовой охоты - Дампьер с тоном «ре» (названная так по имени маркиза де Дампьера). Позднее ее конструкция была несколько изменена, и труба имела уже два с половиной оборота. Это позволяло носить ее, просунув голову и руку в кольцо трубы. Наиболее распространенная в современных охотничьих ансамблях «Орлеанская» труба была изобретена лишь в 1855 году и имеет 3,5 оборота.
Самих охотничьих сигналов во Франции существовало огромное количество: свои - для каждого этапа охоты на оленя, свои — для большинства охотничьих замков, все новые сигналы появлялись поле некоторых торжественных мероприятий — сигнал «Королева» впервые прозвучал на бракосочетании Людовика ХV и Марии Лещинской и в дальнейшем подавался при погоне за двухлетним оленем еще не менявшим рогов.
Выполненный с немецкой любовью к мельчайшим деталям, скульптура радует глаз знатока и не уступает лучшим музейным образцам. Технологически скульптура выполнена как пустотелая отливка с прочеканкой деталей. Такие предметы изготавливались по индивидуальным заказам, по старинным технологиям, вручную, и предназначались в дар высоким особам для изысканных интерьеров. Скульптурная композиция «Охотник с собаками и добычей» находится в хорошей коллекционной сохранности. Имеет антикварное, культурно-художественное и музейное значение.
Arthur-Saul
Артур-Cаул Вааген — скульптор-анималист, специализировался в сфере
жанровой и анималистической скульптуры. Родился в балтийском портовом городе
Мемеле, в Восточной Пруссии (теперешняя Клайпеда в Литве). Как и многие
немецкие мастера с Балтики он оставил свой родной город, чтобы добиться успеха
в работе в Санкт-Петербурге, Берлине и Париже - важнейших культурных центрах
Европы. Среди тех, кто пошел таким же путем можно назвать скульпторов
Карл-Ханса Берневитца, Александра фон Бока и Августа Людвика Фейценберга.
Вааген решил переехать в Париж и, скорее всего, остался там жить, т. к. его
работы, дошедшие до наших дней, были отлиты там. Он сотрудничал с литейной
мастерской Эмиля Мартина, предпринимателя, являвшегося партнером и литейщиком
Барье в 1839-1857 годы. «Каталоги / регистрационные книги Салона» показывают, что его
работы выставлялись там между 1861 г. и 1887 г. и что его студия находилась на
улице Cours-de-Vincennes (Кур де Винсен), 40, а затем на улице Chevalier
(Шевалье), 11. Из того, что нам известно о творчестве Ваагена, он особенно был
увлечен темой охоты и модой на Восток под влиянием французского восхищения
культурой Северной Африки, начавшегося с завоевания Наполеоном Египта и
продолжившегося с французской колонизацией Алжира, Марокко и Туниса вплоть до
конца столетия. Самая известная и удачная композиция, выполненная на эту тему,
и была эта работа - «Возвращение с охоты». В 1870-х годах создал ряд изображений на темы оленей и
охоты на них.